Число интернет-пользователей в России, по данным фонда «Общественное мнение», только в 2009 году выросло на 20%. На сегодняшний день порядка 40 млн россиян регулярно находятся в Сети, причем половина из них — ежедневно. Одновременно с расширением сетевой аудитории исследователи отмечают и другую тенденцию: почитателей «голубых экранов» с каждым годом становится все меньше. «Среднесуточный охват пользователей у порталов Yandex.ru и Mail.ru сегодня приблизился к среднесуточным показателям крупнейших телеканалов страны — «Первого» и «России», — констатирует руководитель отдела социологических исследований аналитического центра «Видео Интернешнл» (АЦВИ) Ирина Полуэхтова, ссылаясь на данные компании TNS. – Потребители сетевого контента смотрят телевизор в среднем на час меньше, чем «непотребители». Однако убеждение, что Интернет со временем переманит ТВ-аудиторию к компьютерам, – миф. Пользователи Всемирной паутины не перестали смотреть телевизор. Они его смотрят. И смотрят по три с лишним часа в сутки».

По прогнозам социологов, ничего трагического с телевизионщиками в ближайшую пятилетку не произойдет точно. Согласно результатам опроса АЦВИ, принципиально не включают телевизор всего лишь 1,3% заядлых сетевиков. Включают, но нерегулярно, – 30%. И все же 70% опрошенных на улице респондентов не изменяют традициям: они проводят с детства привычный ритуал общения с «зомбоящиком», как называют телевизор убежденные противники отечественного ТВ, — каждый вечер.

Делают они это потому, что: «привыкли иметь дома телевизор», с ТВ-ящиком «легче обращаться, чем с компьютером», он у них «ассоциируется с отдыхом и расслаблением», не исключает «фоновый просмотр» (что очень помогает домохозяйкам) и незаменим в процессе приема пищи.

«Один наш респондент, — улыбается Полуэхтова, — доказывал, что у него слюна не начнет вырабатываться, пока он не включит телевизор. Кроме того, многие говорят, что смотрят ТВ потому, что им важно знать официальную точку зрения на происходящие в стране события».

Новостные телепрограммы сегодня, в основном, предпочитают мужчины возрастных категорий от «25-39» до «55+». При этом большинство из них выказывают недовольство их содержанием. «Кризис релевантности, — отмечает вице-президент Гильдии издателей Василий Гатов, — сегодня затронул все информационные передачи российских телеканалов».

«Люди смотрят эфирные новости с тем, чтобы оставаться в социокультурном контексте, — подтверждает Ирина Полуэхтова. – Однако многие из них затем обращаются к интернет-ресурсам за дополнительной информацией или же с целью узнать альтернативные точки зрения. Телевидение в данном случае формирует запрос аудитории. Оно знакомит человека с контентом, который он потом будет искать в Интернете».

25% городского населения, по словам эксперта АЦВИ, в Сети смотрят стандартные телевизионные программы. Среди активных интернет-пользователей этот показатель возрастает до 70%. Чаще остальных в Сеть уходят россияне от 15 до 24 лет. Однако, согласно результатам фокус-групп АЦВИ, и они, в основном, скачивают или знакомятся в режиме онлайн с ТВ-контентом.

На вопрос «Почему традиционным формам просмотра вы предпочитаете Интернет?» респонденты дали социологам несколько вариантов ответа. По степени популярности они располагаются следующим образом: «большая свобода выбора», «доступ к другим точкам зрения на происходящие события», «обратная связь». Но, несмотря на все эти плюсы, 87% участников исследования АЦВИ предпочитают смотреть популярные сериалы и передачи традиционным способом. Интернетом с этой целью пользуются 20%, а DVD-дисками – 5-6% респондентов.

«Телевидение, как вы видите, не утрачивает свои позиции среди других медиа, — комментирует статистику Полуэхтова. – Незаменимой остается функция ТВ, которую мы обозначили как культурную синхронизацию: у россиян существует потребность в совместном просмотре телепередач, который позволяет им разделить с друзьями и родственниками эмоции, обсудить увиденное. Именно поэтому Интернет не представляет угрозы для эфирного телевещания: футбольный матч с участием национальной сборной, парад Победы или новогоднее обращение президента россияне, каких бы высот ни достиг Интернет, будут смотреть по телевизору».

«ТВ выигрывает у других средств массовой информации еще и по той причине, что это медиа для ленивых, — добавляет Василий Гатов. – Чтобы что-то найти в Интернете, как бы смешно вам это ни казалось, нужно овладеть определенными навыками, освоить алгоритм действий». Сесть на диван и нажать кнопку на пульте, по его словам, проще, чем научиться пользоваться клавиатурой, прислушиваться к голосу радио-ведущего или портить глаза мелким газетным шрифтом.

«Да, Интернет демонстрирует очень хорошую аудиторную динамику, и наверняка когда-нибудь возникнут отдельные группы пользователей, которые будут предпочитать интернет-вещание всем остальным медиа, — продолжает он. – Но, позвольте напомнить, выручка одного только «Первого канала» в кризисном 2009 году составила миллиард долларов. Это в два раза больше, чем заработал весь российский Интернет. Я очень сомневаюсь, что Интернет серьезно покусится на бюджеты стирального порошка и памперсов, которые оплачивают существование российского телевидения. Сама формулировка: «соревнование между Интернетом и ТВ», — на мой взгляд, не очень корректна, — заключил эксперт. — Мы имеем дело с принципиально разными вещами».

Вместе с тем, стоит отметить, что оба гостя по роду своих профессиональных интересов относятся скорее к сфере телевидения и печатной (бумажной) прессы, чем к сетевому сообществу. Вполне вероятно, что специалисты интернет-рынка имеют иное мнение о будущем этих двух медиа. Ведь еще с десяток лет назад мало кто смог бы предположить, что тиражи печатной прессы так упадут, а значительная часть ее аудитории переберется в Интернет. И аргументы про телевидение как стимулятор слюноотделения схожи с уверенными заявлениями газетных магнатов 10-летней давности о том, что бумажная пресса вечна, потому что с листом формата А4 в руках удобно по утрам пить кофе.
 

Другие публикации по теме:
  • 3D не популярны
  • Онлайн ТВ (интернет телевидение) или спутниковое телевидение, что лучше?
  • Платное телевидение становится популярнее
  • В США заинтересованные в 3D потребители хотят подождать с приобретением тел ...
  • У "Белсата" уже под миллион зрителей


  •   Обсудить на форуме  На главную