Алексей ОСТАПЧУК: \"Интересы государства - в первую очередь\"
Интервью с генеральным директором ФГУП \"Космическая связь\"

ФГУП \"Космическая связь\" - крупнейший в России оператор спутниковой связи, обеспечивающий при этом соблюдение интересов страны на мировом рынке. Спутниковым ресурсом ГПКС пользуются практически все российские телекоммуникационные компании, предприятие проводит большую работу по развитию федерального, регионального и коммерческого цифрового телерадиовещания, а также по переходу на цифровые технологии распространения сигнала. О перспективах развития российского рынка спутниковой связи и планах компании на ближайшие годы нашему корреспонденту рассказал генеральный директор ФГУП \"Космическая связь\" Алексей Витальевич Остапчук.

- Как вы оцениваете текущее состояние государственной спутниковой группировки России и перспективы ее развития на ближайшие три года? На какой стадии находятся подготовка к запуску спутников \"Экспресс-АМ44\" и \"Экспресс-МД1\" и изготовление спутников \"Экспресс-АМ4\", \"Экспресс-АМ5,6\"?

- По состоянию на ноябрь 2008 г. в состав спутниковой группировки ГПКС входят 11 космических аппаратов. Они работают на геостационарной орбите от 14° з. д. до 140° в. д. Основу группировки составляют пять спутников серии \"Экспресс-АМ\" и спутники непосредственного вещания \"Бонум-1\" и \"W4\".
Наша первоочередная задача - обеспечить в максимально сжатые сроки выполнение программы обновления спутниковой группировки в рамках Федеральной космической программы России до 2015 г.

В феврале 2009 г. планируется совместный запуск спутников \"Экспресс-АМ44\" и малого аппарата \"Экспресс-МД1\". В текущем году мы также приступили к созданию первого российского тяжелого спутника связи и вещания \"Экспресс-АМ4\", запуск которого состоится в 2011 г. Кроме того, сейчас проводим конкурс по выбору производителя двух тяжелых спутников - \"Экспресс-АМ5\" и \"Экспресс-АМ6\" со сроком запуска в 2012 г. В ближайших планах - выбор поставщика космических аппаратов \"Экспресс-АМ7\" и \"Экспресс-АМ8\", вывод на орбиту которых мы планируем в 2013 г. Программа запуска этих пяти спутников тяжелого класса в 2011-2013 гг. - программа \"4+1\" - является ключевым элементом всей перспективной программы развития систем спутниковой связи и вещания России.

- Принимая во внимание ситуацию на рынке заемного капитала, как вы планируете организовать дальнейшее финансирование работ в рамках обновления спутниковой группировки ГПКС? Рассматривает ли ГПКС новые форматы сотрудничества с зарубежными операторами в свете необходимости защиты российского орбитально-частотного ресурса?

- Конечно, в условиях кризиса ситуация на рынке заемного капитала заметно ухудшилась. Однако это не повлияет на реализацию мероприятий по обновлению спутниковой группировки ГПКС. Помимо традиционного банковского кредитования можно использовать другие способы привлечения финансирования для строительства космических аппаратов. Например, ГПКС планирует строить и запускать спутники в рамках частно-государственного партнерства. Также есть планы совместного создания КА с российскими и зарубежными инвесторами. При этом ГПКС, безусловно, всегда будет исходить из позиции защиты российского орбитально-частотного ресурса.

- Оказал ли какое-то влияние на ГПКС глобальный финансовый кризис?

- Учитывая постоянный спрос на телекоммуникационные услуги и, соответственно, на космический ресурс, можно сказать, что положение ГПКС достаточно устойчиво. В то же время с июля 2008 г. компания проводит эффективную политику в работе с дебиторами и кредиторами, уделяет много внимания эффективности расходов. Это позволило сократить дебиторскую задолженность и увеличить рентабельность бизнеса. Однако мы готовы к тому, чтобы \"потуже затянуть пояса\", стараемся полностью оптимизировать нашу производственную деятельность, и сокращаем прямые затраты. На следующий год, в свете нынешней ситуации, основное внимание будет уделено эффективным затратам в развитие. У предприятия есть четкая антикризисная программа, и в любом случае мы постараемся сделать все, чтобы клиенты ГПКС не ощутили негативных проявлений, связанных с кризисом.

- Какие шаги предпринимает ГПКС как национальный оператор спутниковой связи для удовлетворения растущего спроса на спутниковый ресурс на российском рынке?

- Принимая во внимание дефицит спутниковой емкости и растущие потребности операторов для перспективного развития сетей спутниковой связи России, ГПКС ведет работу по нескольким направлениям.

Одно из них - создание перспективных космических аппаратов среднего и тяжелого классов в рамках Федеральной космической программы на период до 2015 г. В 2008 г. ГПКС заключило контракт с ФГУП \"ГКНПЦ им. Хруничева\" и европейским концерном EADS Astrium на создание первого российского тяжелого спутника \"Экспресс-АМ4\". Этот аппарат будет создаваться на базе платформы Eurostar 3000, на его борту будет установлено 63 транспондера С-, Кu-, L- и Ka-диапазона. Гарантированный срок активного существования спутника составит не менее 15 лет, при этом мощность полезной нагрузки будет увеличена до 14 кВт. \"Экспресс-АМ4\" будет введен в эксплуатацию в 2011 г. в орбитальной позиции 80 градусов в. д.

Кроме того, сейчас проводится конкурс на проектирование, разработку и изготовление космических аппаратов \"Экспресс-АМ5\" и \"Экспресс-АМ6\", запуск которых намечен на 2012 г Итоги конкурса будут подведены до конца текущего года. Технические требования к спутникам предусматривают создание мощной платформы (не менее 14 кВт) с 30 транспондерами С-диапазона, 36 - Ku, 3 - L, а также Ka-диапазоном.

В ближайших планах, как я уже упоминал, - проведение конкурса на создание еще двух тяжелых космических аппаратов - \"Экспресс-АМ7\" и \"Экспресс-АМ8\" со сроком выведения на орбиту в 2013 г.

Следующее направление - использование спутниковой емкости зарубежных операторов в интересах российских пользователей спутниковой связи.
Минкомсвязи России и \"Россвязь\" намерены и дальше занимать позицию, направленную на защиту интересов российских операторов спутниковой связи. Для удовлетворения растущего спроса на емкость космического сегмента и нормализации ситуации на рынке спутниковой связи в связи с нестабильной работой спутника \"Экспресс-АМ2\" (80° в. д.) приняты меры по поиску свободного ресурса для российского рынка у зарубежных операторов. К сожалению, ситуация на мировом рынке спутниковой связи аналогична российской - спрос превышает предложение. На основе давнего сотрудничества ГПКС и французской компании Eutelsat, достигнута договоренность о временном переводе космического аппарата компании Eutelsat в российскую орбитальную позицию 80° в. д. Этот спутниковый ресурс будет доступен для российских пользователей в начале 2009 г. С учетом размещения европейского спутника в российской орбитальной позиции и того, что указанный космический аппарат будет управляться российскими специалистами, мы считаем необходимым, в интересах российских операторов, проработать возможность упрощения процедуры использования бортового частотного ресурса данного космического аппарата.
Не менее важное направление нашей работы - развитие сотрудничества с международными операторами в области строительства новых спутников связи с целью их эксплуатации в совместных орбитальных позициях.

Принимая во внимание необходимость защиты российского орбитально-частотного ресурса, а также формирования дополнительных возможностей для развития рынка спутниковой связи в России, в настоящее время прорабатывается возможность создания и выведения на орбиту спутников для эксплуатации в совместных орбитальных позициях. В частности, уже достигнуты договоренности с операторами о совместном использовании позиции 14° з. д. и 145° в. д.

С другой стороны, существует множество технологий, позволяющих более эффективно использовать спутниковый ресурс, которые широко применяются на мировом рынке. То есть компании, потребляющие ресурс, могут экономить его за счет оптимизации работы своих сетей - например, VSAT-операторы имеют возможность использовать для этого стандарт DVBS-2.

В целом, уже в следующем году проблема дефицита спутникового ресурса на российском рынке будет решена.

- Как сегодня развивается наземная инфраструктура ГПКС?

- Эффективное и сбалансированное развитие спутниковой группировки требует от нас наземной инфраструктуры, которая адекватно отвечает поставленным задачам. В связи с этим мы ведем большую работу по развитию центров космической связи на всей территории нашей страны. Как вы знаете, у ГПКС сегодня шесть таких центров - в Московской и Владимирской областях, Красноярском крае и на Дальнем Востоке, а также Технический центр \"Шаболовка\" в Москве.

В ходе реализации программы обновления государственной спутниковой группировки наше предприятие прикладывает большие усилия для развития и совершенствования технических средств, предназначенных для управления спутниковой группировкой, а также для контроля параметров спутниковых систем связи, мониторинга ретрансляторов и т. п. С целью повышения надежности управления новыми космическими аппаратами на базе ТЦ \"Шаболовка\", ЦКС \"Дубна\" и \"Железногорск\" в ГПКС развернут собственный современный единый наземный комплекс управления спутниками.

Для орбитальных измерений, мониторинга стволов ретрансляторов и допуска земных станций создана автоматизированная система мониторинга и измерения параметров спутниковых бортовых ретрансляционных комплексов. Кроме того, в техническом центре \"Шаболовка\" созданы центры управления полетами и спутниковыми системами связи, а также эксплуатационно-технический центр в составе службы эксплуатации систем связи. Данный подход позволяет ГПКС значительно повысить надежность и качество предоставляемых услуг на новых спутниках серии \"Экспресс-А\" и \"Экспресс-АМ\", с использованием наземной инфраструктуры ГПКС.

Вместе с тем, мы стараемся повысить эффективность использования своих наземных технических средств, реализуя, в частности, возможности ЦКС, ТЦ \"Шаболовка\" и наземных линий связи. Перед нами стоит задача укрепления позиций ГПКС на российском рынке операторских услуг, в том числе услуг спутниковой связи на базе технологии VSAT. Уверен, опыт наших специалистов и серьезные инфраструктурные возможности ГПКС будут востребованы и в этом направлении.

- Какие проекты в области развития систем спутниковой связи и вещания, на ваш взгляд, относятся к приоритетным для государственного предприятия \"Космическая связь\"? В каком сегменте коммерческих услуг наиболее высокая динамика? С чем это связано?

- Ответ на первую часть вопроса кроется в организационно-правовой форме ГПКС. Интересы государства стоят для нас на первом месте.

Орбитальная спутниковая группировка Российской Федерации, которая находится в ведении ГПКС, сегодня обеспечивает решение широкого спектра важных государственных задач по предоставлению подвижной президентской и правительственной связи, трансляции федеральных телерадиоканалов на территорию России и большинства стран мира. Без спутниковой связи невозможно успешно реализовать приоритетные национальные проекты в масштабах всей страны. Кроме того, ресурс российских спутников связи и вещания активно используется для развития информационных и телекоммуникационных систем связи и вещания различных органов государственной власти, в том числе ФСО, ФСБ, СВР, МО, ГРУ, МВД, МЧС, МИД, ФСКН России. Мы и в дальнейшем планируем уделять самое серьезное внимание этому направлению нашей работы.

Если говорить о коммерческих услугах, то имеется серьезный потенциал для развития в области регионального и общероссийского телерадиовещания. Современные технологии, такие как MPEG4 и IPTV, создают благоприятные предпосылки для появления новых бизнес-моделей у вещателей. Большое внимание цифровым технологиям вещания уделяется и на государственном уровне. Кроме того, совершенствование технологий и оборудования стимулирует развитие систем спутниковой связи, в частности, сегмента VSAT, доступа в сеть Интернет и выделенных корпоративных сетей.

- Расскажите, пожалуйста, как будут меняться тарифы на ваши услуги в 2009 г. - регулируемые и нерегулируемые?

- Вопрос изменения тарифов - один из самых сложных. С одной стороны, есть ГПКС - госпредприятие, которое должно обслуживать и развивать орбитальную группировку, отвечать за реализацию государственных задач. Предприятие должно приносить прибыль, которую мы постоянно реинвестируем в строительство и поддержание российской спутниковой группировки. Все это обеспечивается нашими базовыми тарифами, которые мы имеет право и должны корректировать с учетом роста индекса потребительских цен и инфляции. Причем регулируемые тарифы компания может менять только по согласованию с ФСТ, что касается, в частности, трансляции федеральных телерадиоканалов с использованием спутниковых мощностей.

Все остальные наши услуги не подлежат регулированию, и ГПКС вправе устанавливать тарифы на них самостоятельно исходя из рыночной конъюнктуры, например, менять их ежегодно, как это делают практически все операторы связи.

С другой стороны, есть наши заказчики, операторы сетей VSAT, работающие на рынке коммерческих клиентов, для которых затратная составляющая на космический ресурс играет определяющую роль при ведении бизнеса. И вопрос увеличения тарифов для них весьма болезнен. Некоторые операторы постоянно жалуются на нас во все инстанции, требуют ввести госрегулирование тарифов ГПКС и запретить нам самостоятельно их устанавливать. Похвально, что наши заказчики пекутся о своей прибыли, однако они учитывают только собственные интересы. Хочется напомнить, что круглосуточные сервис и поддержка не могут быть бесплатными. Тем не менее, мы всегда стараемся поддерживать взаимовыгодное сотрудничество с нашими клиентами.

- Высказывалось мнение, что снижение ставок может быть результатом консолидации игроков. Как за последние два-три года изменились ставки страхования в области спутниковой связи в России и в мире?

- На рынке страхования космических рисков размер ставки формируется в основном исходя их таких критериев, как технические характеристики, техническое состояние, надежность и статистика. Уменьшение ставок связано с тем, что не было зафиксировано случаев нештатных ситуаций в работе ракет-носителей при запуске, выводе ракетой-носителем космического аппарата на орбиту и дальнейшем использовании спутника по целевому назначению. Однако авария ракеты-носителя \"Протон-М\" в сентябре прошлого года, а также авария, произошедшая с космическим аппаратом \"Казсат-1\" в июне 2008-го, привели к тому, что рынок страхования космических рисков мгновенно отреагировал увеличением ставок.

- Существует ли сегодня диалог между вами и новым руководством ФГУП \"РТРС\"?

- Мы строим конструктивные отношения с новым руководством РТРС: создали с этим предприятием рабочую группу, провели тренировки по переориентации наземных средств ТВ-вещания на случай аварии на спутниках. В наших отношениях стало меньше эмоций и больше прагматизма. Сейчас ГПКС и РТРС находятся в ведении одного министерства - Минкомсвязи, что существенно упрощает взаимодействие. У нас есть понимание, что цифровизация телевидения в стране - это государственная задача, которую можно решить только сообща. И мы решаем ее совместно, взаимно дополняя друг друга: ГПКС - это национальный спутниковый оператор, а РТРС решает задачи федерального вещания.

- Что бы вы хотели пожелать нашим читателям в наступающем году?

- Прежде всего, счастья и, конечно, удачи. Следующий год обещает быть непростым, но я уверен, российский телеком достойно справится с трудностями и продемонстрирует хорошие показатели. Хочу пожелать, чтобы инфокоммуникационная сфера продолжала свое развитие и по-прежнему оставалась драйвером роста для всех отраслей российской экономики.



www.sat24.ru Источник: Журнал \"Connect! Мир связи\", декабрь 2008
 

Другие публикации по теме:
  • 13-я Ежегодная Конференция
  • ГПКС проводит 13-ю ежегодную Конференцию
  • Программа развития спутниковой группировки ГПКС до 2015 года
  • "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6"
  • Спутник "Eutelsat W1"


  •   Обсудить на форуме  На главную