Thales Alenia Space
Европейские страны – Великобритания, Франция, Германия и Италия – начали свои космические исследования практически с самого начала космической эры, с небольшим отставанием от СССР и США. И уже к 70-м годам стало понятно, что европейский космос, в основном, нацелен на коммерческое использование. С 1965 года в США начали активно развивать направление спутниковой коммуникации, строить и модернизировать геостационарные спутники связи. Европейские компании и исследовательские структуры, осознав перспективность данного направления, начали активную деятельность в этом направлении.
В начале 60-х были образованы две европейские организации: European Launcher Development Organisation и European Space Research Organisation. В задачу обеих входили координация и направление европейских исследований в области космоса. В 1973 году на совещании министров десяти европейских стран было принято решение об основании единой европейской организации, координирующей космическую деятельность. В 1975-м было образовано Европейское космическое агентство (European Space Agency – ESA), которое занималась теоретическими проработками и экспериментальными космическими аппаратами. Аппаратами, на которых можно было зарабатывать деньги, занимались фирмы. И, как и в США космосом вообще, и в частности коммуникационными аппаратами занялись авиационные компании.
Французская авиационная промышленность со времён пионеров авиации – Луи Блерио и Анри Фармана, пережила огромное количество различных пертурбаций – здесь и национализация 1936 года, и захват Германией, и банкротства компаний, объединения и смена владельцев. К началу 70-х правительство Франции пришло в к выводу о необходимости объединения трёх существующих компаний авиакосмической индустрии с целью повысить конкурентоспособность французских разработок на мировом рынке. Новый консорциум назвали Societe Nationale Industrielle Aerospatiale. Разработки самолетов приносили компании только убытки. В первую очередь, это было связано со сверхзвуковым пассажирским лайнером «Конкорд», который не принес создателям ожидаемой прибыли. Это было связано и с более высокой, против ожидаемой, стоимостью разработки лайнера. Во-вторых, резкий скачок цен на топливо привёл к тому, что многие потенциальные заказчики отказались от довольно-таки неэкономичного самолёта. Интерес у американских заказчиков пропал после введения запрета превышать скорость звука над населённой местностью, что сводило роль «Конкорда» только к осуществлению трансатлантических перевозок. Заказы на вторую надежду Aerospatiale – пассажирский самолет Airbus 300 – тоже поступали совсем не в том количестве, в каком ожидалось.
Что касается других направлений, то тут в первые годы существования деятельность Aerospatiale была весьма успешной. Вертолеты пользовались хорошим спросом, как во Франции, так и в других странах, компания стала одним из мировых лидеров по их экспорту. Также успешно выполнялись заказы на поставку баллистических ракет земного и подводного базирования, антикорабельных ракет.
В космической европейской кооперации Aerospatiale стал играть ведущую роль с 1972 года, разрабатывая ракету-носитель Ariane и спутники различного назначения. Но потери продолжались, и в 1976 году деятельность Aerospatiale сравнивали с медленной смертью. В основном, конечно, трудно было конкурировать с американскими компаниями.
Первым фактором, который помог выбраться из кризиса, была все та же государственная поддержка. Мало того, что было выделено весьма существенное финансирование, так правительство Франции еще активно настаивало на том, что европейские авиакомпании должны использовать европейские самолеты. Вторым фактором были альянсы. По разным проектам, по разным направлениям Aerospatiale активно вступал в альянсы с другими европейскими фирмами, справедливо полагая, что только объединенными усилиями можно пытаться успешно конкурировать с США. Коммуникационные спутники компания начала разрабатывать с конца 60-х, выйдя к коммерческому применению в середине следующего десятилетия. Первый коммерческий коммуникационный аппарат Aerospatiale – Spacebus 100 – уверенно занял свою нишу на рынке. Последующие модификации – Spacebus 200 и Spacebus 300 – ещё больше упрочили положение компании. К 90-м, к тому периоду, к буму индустрии космической связи, компания подошла с аппаратом Spacebus 2000, который отвечал всем современным требованиям рынка. Тем не менее, общее положение компании оставалось не блестящим, и было принято решение сосредоточиться на авиационном бизнесе, а космический сектор – продать. Таким образом, в 1998 году отделение Aerospatiale, отвечающее за космические разработки, было приобретено компанией Alcatel, новая фирма стала называться Alcatel Space.
Компания Alcatel свою историю вела с 1898 года, когда была образована Compagnie Generale d’Electricite (CGE). На протяжении нескольких десятков лет она занималась разработкой и производством разного рода коммуникационного и электронного оборудования. Современное название появилось в 1968 году, тогда она была названа Societe Alsacienne de Constructions Atomiques, de Telecommunications et d’ Electronique, из первых букв названия, и была образована аббревиатура Alcatel. В 90-е Alcatel Space прочно занял место самого крупного европейского разработчика космической техники, но по количеству заказов отставал от американских компаний Hughes Space Communications (позднее Boeing Satellite Systems) и Loral Space Communications. Тем не менее, европейские операторы предпочитали заказывать спутники у Alcatel Space, несмотря на то, что американские разработчики настойчиво стремились занять этот рынок. Играло свою роль и некоторое лоббирование интересов, и мнение, что европейскому оператору работать с европейским разработчиком гораздо удобнее. Также Alcatel Space уверенно получал те заказы, от которых американские компании отказывались по политическим причинам – например, на поставку спутников для операторов из КНР. Весомый вклад внесла компания и в развитие российской спутниковой связи, предложив не только полезную нагрузку для российских спутников «Экспресс-А» и «Экспресс-АМ», но и устроившую обе стороны форму сотрудничества. В дальнейшем развитии российской спутниковой группировки Alcatel рассматривается как главный партнер. Разработка и поставка коммерческих спутников связи операторам – это налаженный, устоявшийся бизнес. В дополнение к нему есть еще несколько направлений, которыми компания занимается на перспективу. Например, в 2004 году Европейская комиссия выбрала Alcatel Space для проработки проекта Liaison – системы связи для военных и силовых структур, для муниципальных организаций, пожарников, спасателей и других аналогичных структур, которым может понадобиться экстренная связь. Также Alcatel Space возглавляет и координирует исследовательский проект MOWGLY (MObile Wideband GLobal Link sYstem) – разработку спутниковой системы широкополосного доступа.
Ещё одно направление, в котором компания работает давно и успешно, – это военные спутники связи и спутники наблюдения. Европейские страны здесь тоже предпочитают оставаться независимыми от американских фирм, хотя «Боинг» тоже получает военные заказы в Европе.
В 2005 году Alcatel Space объединился с одним из своих главных конкурентов – итальянской компанией Alenia Spazio. Таким образом, на европейском рынке разработки коммуникационных аппаратов осталось два крупных игрока, поскольку чуть ранее Matra Space и DASA объединились в оду компанию Astrium. Все эти объединения были достаточно легко одобрены Европейским советом, поскольку преследовали фактически одну и ту же цель – облегчить конкуренцию с американскими компаниями. Конкуренция внутри Европы – не главное для Alcatel и Astrium; об этом можно судить хотя бы по количеству совместных проектов и контрактов. Например, в 2005 году был представлен совместно разработанный коммуникационный спутник Alphabus как спутник следующего поколения. Мощность платформы – 12-18 кВт, масса при запуске – 6-8 тонн, полезная нагрузка – до 190 транспондеров. Спутник предназначается для крупных операторов, которые могут приобрести дорогой аппарат, но с низкой относительной стоимостью транспондера. В этом альянсе EADS Astrium отвечал за систему электропитания, солнечные панели, химические двигатели. Alcatel Space – за систему терморегуляции, механические системы платформы (например, систему раcкрытия антенн и солнечных панелей), систему управления и электрореактивные двигатели. Платформа была представлена на авиакосмическом салоне в Ле-Бурже в 2005 году.
Еще одно направление, по которому Европа хочет получить независимость от Америки, – спутниковая навигация. Сейчас в мире работают две системы – американская GPS и российская «Глонасс». Коммерческое применение имеет только американская система. Европейский Союз намерен создать собственную систему спутниковой навигации – «Галилео», и головным предприятием в этом проекте в 2005 году также был выбран Alcatel Space.
В декабре 2006 года Alcatel Alenia Space подписала контракт на сумму 661 млн евро с компанией-оператором системы мобильной спутниковой связи «Глобалстар». В рамках контракта будет произведено обновление спутниковой группировки. Всего планируется изготовить и запустить 48 космических аппаратов. Цель, которую, в первую очередь, преследует обновление – сделать возможным предоставления ряда современных услуг, как, например, телеконференции.
В 2006 году два конкурента на рынке коммуникационного и сетевого оборудования – Alcatel и Lucent – тоже решили объединиться. Картина с космическим подразделением была следующая: 67% Alcatel Alenia Space принадлежало компании Alcatel-Lucent, 33% – итальянскому концерну Finmeccanica (той компании, чьим дочерним предприятием было Alenia Spazio). В мае 2006 года (как раз в процессе объединения с Lucent) Alcatel принял решение продать космическое направление Thales Group. Сделка, как это обычно бывает, проводилась около года, и окончательно была утверждена в апреле 2007-го.
Сейчас компания работает под названием Thales Alenia Space. На её счету (если считать за всю историю) – более 200 запущенных аппаратов, в книге заказов – более 60. Из того, что важно для российского читателя: на стапеле компании в Каннах сейчас монтируется спутник W7, который в 2009 году должен заменить в точке 36° в.д. спутник W4.
По материалам журнала Телеспутник .
В начале 60-х были образованы две европейские организации: European Launcher Development Organisation и European Space Research Organisation. В задачу обеих входили координация и направление европейских исследований в области космоса. В 1973 году на совещании министров десяти европейских стран было принято решение об основании единой европейской организации, координирующей космическую деятельность. В 1975-м было образовано Европейское космическое агентство (European Space Agency – ESA), которое занималась теоретическими проработками и экспериментальными космическими аппаратами. Аппаратами, на которых можно было зарабатывать деньги, занимались фирмы. И, как и в США космосом вообще, и в частности коммуникационными аппаратами занялись авиационные компании.
Французская авиационная промышленность со времён пионеров авиации – Луи Блерио и Анри Фармана, пережила огромное количество различных пертурбаций – здесь и национализация 1936 года, и захват Германией, и банкротства компаний, объединения и смена владельцев. К началу 70-х правительство Франции пришло в к выводу о необходимости объединения трёх существующих компаний авиакосмической индустрии с целью повысить конкурентоспособность французских разработок на мировом рынке. Новый консорциум назвали Societe Nationale Industrielle Aerospatiale. Разработки самолетов приносили компании только убытки. В первую очередь, это было связано со сверхзвуковым пассажирским лайнером «Конкорд», который не принес создателям ожидаемой прибыли. Это было связано и с более высокой, против ожидаемой, стоимостью разработки лайнера. Во-вторых, резкий скачок цен на топливо привёл к тому, что многие потенциальные заказчики отказались от довольно-таки неэкономичного самолёта. Интерес у американских заказчиков пропал после введения запрета превышать скорость звука над населённой местностью, что сводило роль «Конкорда» только к осуществлению трансатлантических перевозок. Заказы на вторую надежду Aerospatiale – пассажирский самолет Airbus 300 – тоже поступали совсем не в том количестве, в каком ожидалось.
Что касается других направлений, то тут в первые годы существования деятельность Aerospatiale была весьма успешной. Вертолеты пользовались хорошим спросом, как во Франции, так и в других странах, компания стала одним из мировых лидеров по их экспорту. Также успешно выполнялись заказы на поставку баллистических ракет земного и подводного базирования, антикорабельных ракет.
В космической европейской кооперации Aerospatiale стал играть ведущую роль с 1972 года, разрабатывая ракету-носитель Ariane и спутники различного назначения. Но потери продолжались, и в 1976 году деятельность Aerospatiale сравнивали с медленной смертью. В основном, конечно, трудно было конкурировать с американскими компаниями.
Первым фактором, который помог выбраться из кризиса, была все та же государственная поддержка. Мало того, что было выделено весьма существенное финансирование, так правительство Франции еще активно настаивало на том, что европейские авиакомпании должны использовать европейские самолеты. Вторым фактором были альянсы. По разным проектам, по разным направлениям Aerospatiale активно вступал в альянсы с другими европейскими фирмами, справедливо полагая, что только объединенными усилиями можно пытаться успешно конкурировать с США. Коммуникационные спутники компания начала разрабатывать с конца 60-х, выйдя к коммерческому применению в середине следующего десятилетия. Первый коммерческий коммуникационный аппарат Aerospatiale – Spacebus 100 – уверенно занял свою нишу на рынке. Последующие модификации – Spacebus 200 и Spacebus 300 – ещё больше упрочили положение компании. К 90-м, к тому периоду, к буму индустрии космической связи, компания подошла с аппаратом Spacebus 2000, который отвечал всем современным требованиям рынка. Тем не менее, общее положение компании оставалось не блестящим, и было принято решение сосредоточиться на авиационном бизнесе, а космический сектор – продать. Таким образом, в 1998 году отделение Aerospatiale, отвечающее за космические разработки, было приобретено компанией Alcatel, новая фирма стала называться Alcatel Space.
Компания Alcatel свою историю вела с 1898 года, когда была образована Compagnie Generale d’Electricite (CGE). На протяжении нескольких десятков лет она занималась разработкой и производством разного рода коммуникационного и электронного оборудования. Современное название появилось в 1968 году, тогда она была названа Societe Alsacienne de Constructions Atomiques, de Telecommunications et d’ Electronique, из первых букв названия, и была образована аббревиатура Alcatel. В 90-е Alcatel Space прочно занял место самого крупного европейского разработчика космической техники, но по количеству заказов отставал от американских компаний Hughes Space Communications (позднее Boeing Satellite Systems) и Loral Space Communications. Тем не менее, европейские операторы предпочитали заказывать спутники у Alcatel Space, несмотря на то, что американские разработчики настойчиво стремились занять этот рынок. Играло свою роль и некоторое лоббирование интересов, и мнение, что европейскому оператору работать с европейским разработчиком гораздо удобнее. Также Alcatel Space уверенно получал те заказы, от которых американские компании отказывались по политическим причинам – например, на поставку спутников для операторов из КНР. Весомый вклад внесла компания и в развитие российской спутниковой связи, предложив не только полезную нагрузку для российских спутников «Экспресс-А» и «Экспресс-АМ», но и устроившую обе стороны форму сотрудничества. В дальнейшем развитии российской спутниковой группировки Alcatel рассматривается как главный партнер. Разработка и поставка коммерческих спутников связи операторам – это налаженный, устоявшийся бизнес. В дополнение к нему есть еще несколько направлений, которыми компания занимается на перспективу. Например, в 2004 году Европейская комиссия выбрала Alcatel Space для проработки проекта Liaison – системы связи для военных и силовых структур, для муниципальных организаций, пожарников, спасателей и других аналогичных структур, которым может понадобиться экстренная связь. Также Alcatel Space возглавляет и координирует исследовательский проект MOWGLY (MObile Wideband GLobal Link sYstem) – разработку спутниковой системы широкополосного доступа.
Ещё одно направление, в котором компания работает давно и успешно, – это военные спутники связи и спутники наблюдения. Европейские страны здесь тоже предпочитают оставаться независимыми от американских фирм, хотя «Боинг» тоже получает военные заказы в Европе.
В 2005 году Alcatel Space объединился с одним из своих главных конкурентов – итальянской компанией Alenia Spazio. Таким образом, на европейском рынке разработки коммуникационных аппаратов осталось два крупных игрока, поскольку чуть ранее Matra Space и DASA объединились в оду компанию Astrium. Все эти объединения были достаточно легко одобрены Европейским советом, поскольку преследовали фактически одну и ту же цель – облегчить конкуренцию с американскими компаниями. Конкуренция внутри Европы – не главное для Alcatel и Astrium; об этом можно судить хотя бы по количеству совместных проектов и контрактов. Например, в 2005 году был представлен совместно разработанный коммуникационный спутник Alphabus как спутник следующего поколения. Мощность платформы – 12-18 кВт, масса при запуске – 6-8 тонн, полезная нагрузка – до 190 транспондеров. Спутник предназначается для крупных операторов, которые могут приобрести дорогой аппарат, но с низкой относительной стоимостью транспондера. В этом альянсе EADS Astrium отвечал за систему электропитания, солнечные панели, химические двигатели. Alcatel Space – за систему терморегуляции, механические системы платформы (например, систему раcкрытия антенн и солнечных панелей), систему управления и электрореактивные двигатели. Платформа была представлена на авиакосмическом салоне в Ле-Бурже в 2005 году.
Еще одно направление, по которому Европа хочет получить независимость от Америки, – спутниковая навигация. Сейчас в мире работают две системы – американская GPS и российская «Глонасс». Коммерческое применение имеет только американская система. Европейский Союз намерен создать собственную систему спутниковой навигации – «Галилео», и головным предприятием в этом проекте в 2005 году также был выбран Alcatel Space.
В декабре 2006 года Alcatel Alenia Space подписала контракт на сумму 661 млн евро с компанией-оператором системы мобильной спутниковой связи «Глобалстар». В рамках контракта будет произведено обновление спутниковой группировки. Всего планируется изготовить и запустить 48 космических аппаратов. Цель, которую, в первую очередь, преследует обновление – сделать возможным предоставления ряда современных услуг, как, например, телеконференции.
В 2006 году два конкурента на рынке коммуникационного и сетевого оборудования – Alcatel и Lucent – тоже решили объединиться. Картина с космическим подразделением была следующая: 67% Alcatel Alenia Space принадлежало компании Alcatel-Lucent, 33% – итальянскому концерну Finmeccanica (той компании, чьим дочерним предприятием было Alenia Spazio). В мае 2006 года (как раз в процессе объединения с Lucent) Alcatel принял решение продать космическое направление Thales Group. Сделка, как это обычно бывает, проводилась около года, и окончательно была утверждена в апреле 2007-го.
Сейчас компания работает под названием Thales Alenia Space. На её счету (если считать за всю историю) – более 200 запущенных аппаратов, в книге заказов – более 60. Из того, что важно для российского читателя: на стапеле компании в Каннах сейчас монтируется спутник W7, который в 2009 году должен заменить в точке 36° в.д. спутник W4.
По материалам журнала Телеспутник .
Другие публикации по теме:
Обсудить на форуме На главную
написал: kirilleg
16 августа 2008 13:00
ICQ: --
Публикаций: 0
Комментариев: 0