МТС обрел орбиту
МТС отказывается от аренды спутниковых магистральных каналов. До конца следующего года компания потратит на установку своих спутниковых базовых станций в труднодоступных районах России $13,5 млн. Собственная сеть позволит МТС ежегодно экономить более $14 млн, но при этом лишит спутниковых операторов дополнительного дохода от сдачи в аренду каналов связи. Как рассказали "Ъ" в МТС, всего планируется установить около 100 спутниковых базовых станций в труднодоступных и недоступных для прокладки волоконно-оптических линий связи районах, в том числе в Норильске, Магадане, Якутске, Южно-Сахалинске, на острове Новая Земля и в других регионах. Спутниковый ресурс на первом этапе реализации проекта будет арендоваться у "Сатис-ТЛ-94", брать его напрямую у ФГУП "Космическая связь", крупнейшего оператора спутников в России, МТС планирует со следующего года. Строительство сети также ведет "Сатис". Контракт с компанией был подписан еще два года назад, но реально строительство началось только во втором квартале прошлого года, уточняет гендиректор "Сатиса" Игорь Каплун.
Общую стоимость проекта в МТС оценивают в $13,5 млн. "Вложения в строительство сети земных станций с лихвой окупятся, потому что арендные ставки на спутниковые каналы высоки и в условиях дефицита каналов будут только расти",— объясняет пресс-секретарь компании Ирина Осадчая, добавляя, что ежегодная экономия на аренде спутниковых каналов за счет ввода системы составит более $14 млн.
В отличие от конкурентов по "большой тройке" — "Вымпелкома" и "МегаФона" — у МТС не было своих спутниковых каналов, отмечают участники рынка. У "Вымпелкома" они появились с приобретением "Голден Телекома" в феврале 2008 года. Сейчас более половины спутниковых каналов у оператора собственные, а сеть насчитывает 300 земных станций, говорит пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева. "Использовать собственные каналы выгоднее: при больших объемах производства себестоимость получается ниже",— отмечает она. "МегаФон" обзавелся собственными спутниковыми каналами с покупкой "Синтерры" в начале лета текущего года, "дочка" этой компании "Глобал-Телепорт" является одним из основных участников рынка спутниковых каналов (13,5 тыс. VSAT-станций). "Переход от арендуемых каналов на собственные сократит операционные затраты, но не повлияет на качество связи и скорость передачи данных: эти параметры зависят от характеристик спутников, на которых арендуются мощности, а они останутся теми же",— считает гендиректор "Синтерры" Константин Солодухин.
"Только за счет устранения посредников при аренде частотного ресурса на спутниках МТС сможет сэкономить 15-20%",— считает гендиректор "Сетьтелекома" Сергей Пехтерев. В то же время отказ МТС от аренды каналов, по мнению господина Пехтерева, может привести к переделу на рынке спутниковых магистральных каналов: "Сотовые операторы вместе с крупными корпорациями типа "Русала" или "Норильского никеля" являются основными потребителями этого ресурса". С этим согласны и в МТС: по оценке оператора, после запуска проекта он займет около четверти рынка спутниковых каналов в России. Объем этого рынка господин Пехтерев оценивает в $150-200 млн в год, Игорь Каплун — в два раза ниже. Его основными игроками являются Orange Business Services, "Голден Телеком", "Сатис" и "Зонд Холдинг".
Господин Каплун не согласен, что переход МТС на собственные спутниковые каналы негативно отразится на бизнесе спутниковых операторов: "Компания будет привлекать существующих игроков при строительстве и обслуживании сетей". Переход мобильных операторов от аренды к использованию собственных ресурсов — естественный и ожидаемый процесс, добавляет пресс-секретарь Orange Business Services Дарья Абрамова, участники рынка к этому готовы.
Общую стоимость проекта в МТС оценивают в $13,5 млн. "Вложения в строительство сети земных станций с лихвой окупятся, потому что арендные ставки на спутниковые каналы высоки и в условиях дефицита каналов будут только расти",— объясняет пресс-секретарь компании Ирина Осадчая, добавляя, что ежегодная экономия на аренде спутниковых каналов за счет ввода системы составит более $14 млн.
В отличие от конкурентов по "большой тройке" — "Вымпелкома" и "МегаФона" — у МТС не было своих спутниковых каналов, отмечают участники рынка. У "Вымпелкома" они появились с приобретением "Голден Телекома" в феврале 2008 года. Сейчас более половины спутниковых каналов у оператора собственные, а сеть насчитывает 300 земных станций, говорит пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева. "Использовать собственные каналы выгоднее: при больших объемах производства себестоимость получается ниже",— отмечает она. "МегаФон" обзавелся собственными спутниковыми каналами с покупкой "Синтерры" в начале лета текущего года, "дочка" этой компании "Глобал-Телепорт" является одним из основных участников рынка спутниковых каналов (13,5 тыс. VSAT-станций). "Переход от арендуемых каналов на собственные сократит операционные затраты, но не повлияет на качество связи и скорость передачи данных: эти параметры зависят от характеристик спутников, на которых арендуются мощности, а они останутся теми же",— считает гендиректор "Синтерры" Константин Солодухин.
"Только за счет устранения посредников при аренде частотного ресурса на спутниках МТС сможет сэкономить 15-20%",— считает гендиректор "Сетьтелекома" Сергей Пехтерев. В то же время отказ МТС от аренды каналов, по мнению господина Пехтерева, может привести к переделу на рынке спутниковых магистральных каналов: "Сотовые операторы вместе с крупными корпорациями типа "Русала" или "Норильского никеля" являются основными потребителями этого ресурса". С этим согласны и в МТС: по оценке оператора, после запуска проекта он займет около четверти рынка спутниковых каналов в России. Объем этого рынка господин Пехтерев оценивает в $150-200 млн в год, Игорь Каплун — в два раза ниже. Его основными игроками являются Orange Business Services, "Голден Телеком", "Сатис" и "Зонд Холдинг".
Господин Каплун не согласен, что переход МТС на собственные спутниковые каналы негативно отразится на бизнесе спутниковых операторов: "Компания будет привлекать существующих игроков при строительстве и обслуживании сетей". Переход мобильных операторов от аренды к использованию собственных ресурсов — естественный и ожидаемый процесс, добавляет пресс-секретарь Orange Business Services Дарья Абрамова, участники рынка к этому готовы.
Другие публикации по теме:
Обсудить на форуме На главную