HD-радио
Украинский научно-исследовательский институт радио и телевидения закончил тестирование и изучение стандарта HD-радио. Положительные отзывы и рекомендации этой структуры уже направлены на рассмотрение Министерства транспорта и связи. Так что уже в ближайшем будущем страна может начать массовый переход на цифровое радиовещание.
Отечественный рынок радиовещания сегодня представляет собой сформировавшуюся систему радиостанций, каждая из которых имеет свою аудиторию, которая постепенно уменьшается (см. исследования TNS) из-за оттока слушателей к более развитым цифровым технологиям. Некоторые радиостанции, естественно, повышают свой рейтинг, но из-за фактического отсутствия свободного частотного ресурса участники рынка конкурируют только между собой и не боятся прихода новых игроков с крупными инвестициями. Конечно, их появление вполне возможно, но с нуля открыть и раскрутить радиостанцию они не смогут, поэтому единственный выход — покупка уже существующих вещателей. Примером является французская компания Le Gardere, купившая блокирующий пакет акций радиостанции «Европа плюс». А ирландский медиахолдинг Communicorp Group в 2006 г. стал владельцем «Нашего Радио» и радио «Апельсин» за $20 млн.
Большинство радиокомпаний не разглашают свои доходы, поэтому доля на рынке определяется в соответствии с их рейтингом, как, собственно, и стоимость рекламы на их волнах. По прогнозам компании Cortex, объем рынка радиорекламы составит в этом году около $50 млн. (рост — 32%). О таких же цифрах говорит и независимый эксперт Михаил Вейсберг: «Рост объема радиорынка в Украине составит не менее 35% от объема прошлого года. А при условии качественного улучшения исследований аудитории слушателей, объем рынка, по нашим оценкам, может увеличиться вдвое. Мы ожидаем такое изменение в течение двух лет».
Все эти оценки справедливы в нынешних условиях, но в ближайшие несколько лет страна должна перейти на цифровое вещание, что значительно расширит радиочастотный ресурс и приведет к появлению огромного количества новых игроков. «В ближайшем будущем мы ожидаем решения Минтранссвязи о включении цифрового стандарта High Definition Radio (радио высокого разрешения) в перечень технологий, которые разрешены для промышленного использования на территории нашей страны. Сразу после этого мы подаем документы на получение лицензии в Национальный совет телерадиовещания»,— сообщил «і» Андрей Карпий, гендиректор предприятия «Первая украинская радио группа». Некоторые игроки рынка считают основной проблемой перехода на цифру недостаточное количество приемников и нежелание слушателей тратиться на то, что они фактически уже имеют. «В нашей стране у конечных потребителей нет специальных устройств, позволяющих принимать цифровой сигнал. А также они совершенно не представлены в торговых сетях. Современные телевизоры, в отличие от радиоприемников, уже оснащены соответствующими входами для приема цифрового сигнала. Таким образом, пока рано говорить о скором переходе украинских радиослушателей на цифровое радио»,— говорит господин Вейсберг.
В любом случае, переход на цифру неизбежен: страна получила четкую задачу до 2015 г. перейти на цифровые технологии. Если в телевидении мы видим четко наметившиеся тенденции, то радио в этом плане до прошлого года оставалось непаханой целиной. Стандарт HD позволяет безболезненно перейти на цифровое вещание, при этом не обидев радиослушателей. «HD-радио можно сравнить с переходом от черно-белого телевидения к цветному в том смысле, что зрители, не имеющие возможности приобрести цветной телевизор, продолжали смотреть те же программы по старому. То же самое произойдет и с радио. Те люди, которые купят HD-приемники, получат новые технологии, услуги и большее количество программ, в свою очередь, не захотевшие тратится на новую аппаратуру, никоим образом не пострадают»,— уверяет господин Карпий.
Стандарт HD — не единственный, цифровое радио можно слушать вместе с цифровым аналоговым телевидением. Однако существенным недостатком стандарта DVB для радио является его привязанность к стационарному приемнику и невозможность принимать его в автомобилях. Технология, конечно, может использоваться для стационарного приема, однако ни одна радиостанция не согласится потерять автомобилистов, составляющих значительную долю радиослушателей. При этом затраты одной радиостанции на переход на цифру никоим образом нельзя сравнить с затратами телеканалов. Если для последних эта сумма исчисляется миллионами долларов, то за $100 тыс. вполне можно перевести на вещание в стандарте HD две радиостанции. Первой радиостанцией, которая стала вещать еще в конце 2006 г., хоть и в тестовом режиме, в стандарте HD была «Мелодия». В начале эксперимента стоимость перевода на гибридное вещание (как в аналоговом, так и в цифровом стандарте с полным сохранением аналогового вещания) одной радиостанции оценивалась в сумму около $50 тыс. Плюс стоимость дополнительного оборудования в размере $20-30 тыс., если станция планирует мультикастинг, т.е. передачу в одном канале сразу двух (HD 2) или трех (HD 3) волн. «За последний год цена на оборудование упала в среднем на 10-15%, поэтому сегодня это можно осуществить уже и за 40 тыс.»,— сообщил «і» господин Карпий.
Если три года назад в мире было шесть производителей оборудования для HD-радио, то сейчас их уже восемь, причем один из них — европейский (итальянская компания RVR Elettronica, предлагающая свою продукцию гораздо дешевле американских и азиатских производителей). Для перехода на HD-радио не придется особо тратиться ни вещателям, ни радиослушателям. На недавно завершившейся Телерадиоярмарке был представлен приемник китайского производства стоимостью всего $27. Это объясняется высокой конкуренцией между производителями, ведь сейчас доступными являются более 200 моделей HD-радио. Более того, 13 автомобильных концернов по заказу дилеров штатно устанавливают в автомобилях приемники именно этого стандарта. Так что к старту радиоцифры страна практически готова, слово лишь за разрешением Минтранссвязи.
Отечественный рынок радиовещания сегодня представляет собой сформировавшуюся систему радиостанций, каждая из которых имеет свою аудиторию, которая постепенно уменьшается (см. исследования TNS) из-за оттока слушателей к более развитым цифровым технологиям. Некоторые радиостанции, естественно, повышают свой рейтинг, но из-за фактического отсутствия свободного частотного ресурса участники рынка конкурируют только между собой и не боятся прихода новых игроков с крупными инвестициями. Конечно, их появление вполне возможно, но с нуля открыть и раскрутить радиостанцию они не смогут, поэтому единственный выход — покупка уже существующих вещателей. Примером является французская компания Le Gardere, купившая блокирующий пакет акций радиостанции «Европа плюс». А ирландский медиахолдинг Communicorp Group в 2006 г. стал владельцем «Нашего Радио» и радио «Апельсин» за $20 млн.
Большинство радиокомпаний не разглашают свои доходы, поэтому доля на рынке определяется в соответствии с их рейтингом, как, собственно, и стоимость рекламы на их волнах. По прогнозам компании Cortex, объем рынка радиорекламы составит в этом году около $50 млн. (рост — 32%). О таких же цифрах говорит и независимый эксперт Михаил Вейсберг: «Рост объема радиорынка в Украине составит не менее 35% от объема прошлого года. А при условии качественного улучшения исследований аудитории слушателей, объем рынка, по нашим оценкам, может увеличиться вдвое. Мы ожидаем такое изменение в течение двух лет».
Все эти оценки справедливы в нынешних условиях, но в ближайшие несколько лет страна должна перейти на цифровое вещание, что значительно расширит радиочастотный ресурс и приведет к появлению огромного количества новых игроков. «В ближайшем будущем мы ожидаем решения Минтранссвязи о включении цифрового стандарта High Definition Radio (радио высокого разрешения) в перечень технологий, которые разрешены для промышленного использования на территории нашей страны. Сразу после этого мы подаем документы на получение лицензии в Национальный совет телерадиовещания»,— сообщил «і» Андрей Карпий, гендиректор предприятия «Первая украинская радио группа». Некоторые игроки рынка считают основной проблемой перехода на цифру недостаточное количество приемников и нежелание слушателей тратиться на то, что они фактически уже имеют. «В нашей стране у конечных потребителей нет специальных устройств, позволяющих принимать цифровой сигнал. А также они совершенно не представлены в торговых сетях. Современные телевизоры, в отличие от радиоприемников, уже оснащены соответствующими входами для приема цифрового сигнала. Таким образом, пока рано говорить о скором переходе украинских радиослушателей на цифровое радио»,— говорит господин Вейсберг.
В любом случае, переход на цифру неизбежен: страна получила четкую задачу до 2015 г. перейти на цифровые технологии. Если в телевидении мы видим четко наметившиеся тенденции, то радио в этом плане до прошлого года оставалось непаханой целиной. Стандарт HD позволяет безболезненно перейти на цифровое вещание, при этом не обидев радиослушателей. «HD-радио можно сравнить с переходом от черно-белого телевидения к цветному в том смысле, что зрители, не имеющие возможности приобрести цветной телевизор, продолжали смотреть те же программы по старому. То же самое произойдет и с радио. Те люди, которые купят HD-приемники, получат новые технологии, услуги и большее количество программ, в свою очередь, не захотевшие тратится на новую аппаратуру, никоим образом не пострадают»,— уверяет господин Карпий.
Стандарт HD — не единственный, цифровое радио можно слушать вместе с цифровым аналоговым телевидением. Однако существенным недостатком стандарта DVB для радио является его привязанность к стационарному приемнику и невозможность принимать его в автомобилях. Технология, конечно, может использоваться для стационарного приема, однако ни одна радиостанция не согласится потерять автомобилистов, составляющих значительную долю радиослушателей. При этом затраты одной радиостанции на переход на цифру никоим образом нельзя сравнить с затратами телеканалов. Если для последних эта сумма исчисляется миллионами долларов, то за $100 тыс. вполне можно перевести на вещание в стандарте HD две радиостанции. Первой радиостанцией, которая стала вещать еще в конце 2006 г., хоть и в тестовом режиме, в стандарте HD была «Мелодия». В начале эксперимента стоимость перевода на гибридное вещание (как в аналоговом, так и в цифровом стандарте с полным сохранением аналогового вещания) одной радиостанции оценивалась в сумму около $50 тыс. Плюс стоимость дополнительного оборудования в размере $20-30 тыс., если станция планирует мультикастинг, т.е. передачу в одном канале сразу двух (HD 2) или трех (HD 3) волн. «За последний год цена на оборудование упала в среднем на 10-15%, поэтому сегодня это можно осуществить уже и за 40 тыс.»,— сообщил «і» господин Карпий.
Если три года назад в мире было шесть производителей оборудования для HD-радио, то сейчас их уже восемь, причем один из них — европейский (итальянская компания RVR Elettronica, предлагающая свою продукцию гораздо дешевле американских и азиатских производителей). Для перехода на HD-радио не придется особо тратиться ни вещателям, ни радиослушателям. На недавно завершившейся Телерадиоярмарке был представлен приемник китайского производства стоимостью всего $27. Это объясняется высокой конкуренцией между производителями, ведь сейчас доступными являются более 200 моделей HD-радио. Более того, 13 автомобильных концернов по заказу дилеров штатно устанавливают в автомобилях приемники именно этого стандарта. Так что к старту радиоцифры страна практически готова, слово лишь за разрешением Минтранссвязи.
Другие публикации по теме:
Обсудить на форуме На главную