О планах сотрудничества России и Eutelsat
Европейскому зрителю вскоре станет доступен пакет из нескольких десятков российских телеканалов. Эти новшества были бы невозможны без участия Eutelsat - крупнейшего в Европе оператора спутниковой связи, в штаб-квартире которого побывали корреспонденты "Итогов"
Заурядная улица в XV округе Парижа. Зато рядом один из самых интересных парков - имени Андре Ситроена. Название не случайно: именно здесь, на месте бывшего рыбного порта, был построен завод, давший Европе первый серийный автомобиль. И сегодня, хотя минуло более 30 лет с тех пор, как Citroen покинул сей округ, презентации новых моделей автомобилей проводятся именно здесь. Говорят, это приносит удачу. А может, дело в том, что лучшей декорации и не найти? Апельсиновые деревья, пальмы, искусственные ручьи, музыкальные фонтаны, забавные образчики современной скульптуры, например, следы босых ног, взбегающих по каменному столбу... И всем этим можно любоваться из окон или с крыши штаб-квартиры Eutelsat. Что и говорить: вдохновляет! Само же здание не кажется сколько-нибудь примечательным: современное, стекло и бетон, cредней этажности. Даже сложно поверить, что отсюда контролируется вещание более чем 2600 телеканалов. В их числе BBC, CNN, TF1, BSkyB, Rai, France Televisions, Al-Jazeera International и российские - Первый, "РТР-Планета", "Вести", "Спорт", "РБК", RuTV, Russia Today и "НТВ-Плюс", который первым из отечественных коммерческих каналов воспользовался возможностями Eutelsat.
Что нам стоит спутник строить
Проходим через двойную дверь контрольного центра систем связи. Взгляд притягивает целая стена экранов, на которых со скоростью калейдоскопа сменяют друг друга изображения, титры, цвета. Как будто смотришь на нечто живое, дышащее и постоянно движущееся. На самом деле этот поток цвета и звука доли секунды назад был строкой компьютерных цифр и знаков, с которой ловко управляется один из местных гуру - системный интегратор швед Мэтс Свенссон. Его задача - следить за тем, чтобы сигнал со спутника не прерывался, а если такое и случится, максимально быстро восстановить статус-кво. Иначе клиенты будут недовольны. Или клиент - спектр услуг Eutelsat столь широк, что включает в себя организацию вещания какой-либо программы или целого телеканала для одного-единственного пользователя, решившего, скажем, провести отпуск на яхте где-нибудь в экзотических морях. Вот только стоит такое удовольствие дорого: оплата поминутная, так как речь идет об использовании ресурса спутника, зависшего в определенной точке на геостационарной орбите (ее здесь именуют позицией), над головами более чем 6 миллиардов землян и на расстоянии 35 786 километров от поверхности планеты...
В третьем квартале будущего года спутниковая группировка Eutelsat пополнится еще одним аппаратом - W7, который заменит нынешний Sesat 1 (первый совместный российско-европейский проект) и увеличит емкость на другом аппарате - W4, через который сегодня осуществляется подача сигнала на Россию и СНГ. Результатом станет утроение возможностей для вещания.
Сегодня W7 еще только собирают в цехах Thales Alenia Space. Чтобы заглянуть туда, нам пришлось преодолеть почти тысячу километров, совершив перелет из Парижа в Канн - город, который облюбовали не только туристы, кинозвезды и шоумены, но и изготовители высокоточной продукции. И не случайно: тамошний аэропорт, закрытый для регулярных авиарейсов, используется для транспортировки деталей и готовой продукции для спутникового телевещания, а на обширной территории, где размещаются цеха Thales Alenia Space, есть даже взлетно-посадочная полоса. Европейские авиа- и космические корпорации прочно оккупировали юг Франции: в Тулузе - EADS со своими дочерними предприятиями Airbus и Astrium, а в Канне - Alcatel и Thales Alenia Space. Причины очевидны - корпорации, как правило, транснациональные и нуждаются в постоянном перемещении деталей и готовой продукции, загруженность же воздушного пространства юга куда меньше, чем центра или севера Франции. Не говоря уже о климате: в любое время года тут можно без куртки выйти за металлический забор, окаймляющий территорию, перейти неширокое шоссе, и вот они - Средиземное море, пляж, песок, ракушки... О зиме нам здесь напомнила разве что глыба льда на трубе, по которой в цеха поставляется жидкий азот. Выглядел лед экзотично на фоне плюс десяти и в окружении уютно колышущихся пальм.
Но для того чтобы увидеть спутник, преодолеть тысячекилометровое расстояние оказалось мало, пришлось еще и экипироваться в белые халаты, бахилы, шапочки. Производство-то сверхточное! И на первый взгляд хрупкое: основу основ аппарата составляют пластины, изготавливаемые из прессованного углеродного сырья. На вид - картон картоном, только черный, очень легкий, как пенопласт, но прочный. Потом его покрывают термозащитой - тончайшей фольгой золотого цвета, нашпиговывают электронной начинкой и главной тяжестью - топливными баками, которые по сути и отмеряют век работы спутника на орбите (15 лет). Ведь поддержание в позиции требует постоянного маневрирования на орбите. Так что специалисты Thales Alenia Space заняты сегодня тем, как продлить орбитальную жизнь спутника, сделав возможным его "дозаправку" на орбите. Если это удастся, срок службы как минимум удвоится.
Самые яркие впечатления от экскурсии на каннский завод оставили цеха по тестированию аппаратов. На что только не испытывают спутники! Температура, звук, вибрация и раскрываемость антенн. Последние, как выяснилось, уникальны: каждая антенна рассчитана на вещание только на определенную территорию. Поверхность "тарелки" вовсе не ровная, как может показаться, а рельефная - ее изгибы до миллиметра просчитаны на компьютере и соответствуют местности, на которую будет осуществляться вещание. И антенна W7 не исключение: она проектировалась во многом с учетом территории России.
Страница 1 из 3 | Следующая страница
Заурядная улица в XV округе Парижа. Зато рядом один из самых интересных парков - имени Андре Ситроена. Название не случайно: именно здесь, на месте бывшего рыбного порта, был построен завод, давший Европе первый серийный автомобиль. И сегодня, хотя минуло более 30 лет с тех пор, как Citroen покинул сей округ, презентации новых моделей автомобилей проводятся именно здесь. Говорят, это приносит удачу. А может, дело в том, что лучшей декорации и не найти? Апельсиновые деревья, пальмы, искусственные ручьи, музыкальные фонтаны, забавные образчики современной скульптуры, например, следы босых ног, взбегающих по каменному столбу... И всем этим можно любоваться из окон или с крыши штаб-квартиры Eutelsat. Что и говорить: вдохновляет! Само же здание не кажется сколько-нибудь примечательным: современное, стекло и бетон, cредней этажности. Даже сложно поверить, что отсюда контролируется вещание более чем 2600 телеканалов. В их числе BBC, CNN, TF1, BSkyB, Rai, France Televisions, Al-Jazeera International и российские - Первый, "РТР-Планета", "Вести", "Спорт", "РБК", RuTV, Russia Today и "НТВ-Плюс", который первым из отечественных коммерческих каналов воспользовался возможностями Eutelsat.
Что нам стоит спутник строить
Проходим через двойную дверь контрольного центра систем связи. Взгляд притягивает целая стена экранов, на которых со скоростью калейдоскопа сменяют друг друга изображения, титры, цвета. Как будто смотришь на нечто живое, дышащее и постоянно движущееся. На самом деле этот поток цвета и звука доли секунды назад был строкой компьютерных цифр и знаков, с которой ловко управляется один из местных гуру - системный интегратор швед Мэтс Свенссон. Его задача - следить за тем, чтобы сигнал со спутника не прерывался, а если такое и случится, максимально быстро восстановить статус-кво. Иначе клиенты будут недовольны. Или клиент - спектр услуг Eutelsat столь широк, что включает в себя организацию вещания какой-либо программы или целого телеканала для одного-единственного пользователя, решившего, скажем, провести отпуск на яхте где-нибудь в экзотических морях. Вот только стоит такое удовольствие дорого: оплата поминутная, так как речь идет об использовании ресурса спутника, зависшего в определенной точке на геостационарной орбите (ее здесь именуют позицией), над головами более чем 6 миллиардов землян и на расстоянии 35 786 километров от поверхности планеты...
В третьем квартале будущего года спутниковая группировка Eutelsat пополнится еще одним аппаратом - W7, который заменит нынешний Sesat 1 (первый совместный российско-европейский проект) и увеличит емкость на другом аппарате - W4, через который сегодня осуществляется подача сигнала на Россию и СНГ. Результатом станет утроение возможностей для вещания.
Сегодня W7 еще только собирают в цехах Thales Alenia Space. Чтобы заглянуть туда, нам пришлось преодолеть почти тысячу километров, совершив перелет из Парижа в Канн - город, который облюбовали не только туристы, кинозвезды и шоумены, но и изготовители высокоточной продукции. И не случайно: тамошний аэропорт, закрытый для регулярных авиарейсов, используется для транспортировки деталей и готовой продукции для спутникового телевещания, а на обширной территории, где размещаются цеха Thales Alenia Space, есть даже взлетно-посадочная полоса. Европейские авиа- и космические корпорации прочно оккупировали юг Франции: в Тулузе - EADS со своими дочерними предприятиями Airbus и Astrium, а в Канне - Alcatel и Thales Alenia Space. Причины очевидны - корпорации, как правило, транснациональные и нуждаются в постоянном перемещении деталей и готовой продукции, загруженность же воздушного пространства юга куда меньше, чем центра или севера Франции. Не говоря уже о климате: в любое время года тут можно без куртки выйти за металлический забор, окаймляющий территорию, перейти неширокое шоссе, и вот они - Средиземное море, пляж, песок, ракушки... О зиме нам здесь напомнила разве что глыба льда на трубе, по которой в цеха поставляется жидкий азот. Выглядел лед экзотично на фоне плюс десяти и в окружении уютно колышущихся пальм.
Но для того чтобы увидеть спутник, преодолеть тысячекилометровое расстояние оказалось мало, пришлось еще и экипироваться в белые халаты, бахилы, шапочки. Производство-то сверхточное! И на первый взгляд хрупкое: основу основ аппарата составляют пластины, изготавливаемые из прессованного углеродного сырья. На вид - картон картоном, только черный, очень легкий, как пенопласт, но прочный. Потом его покрывают термозащитой - тончайшей фольгой золотого цвета, нашпиговывают электронной начинкой и главной тяжестью - топливными баками, которые по сути и отмеряют век работы спутника на орбите (15 лет). Ведь поддержание в позиции требует постоянного маневрирования на орбите. Так что специалисты Thales Alenia Space заняты сегодня тем, как продлить орбитальную жизнь спутника, сделав возможным его "дозаправку" на орбите. Если это удастся, срок службы как минимум удвоится.
Самые яркие впечатления от экскурсии на каннский завод оставили цеха по тестированию аппаратов. На что только не испытывают спутники! Температура, звук, вибрация и раскрываемость антенн. Последние, как выяснилось, уникальны: каждая антенна рассчитана на вещание только на определенную территорию. Поверхность "тарелки" вовсе не ровная, как может показаться, а рельефная - ее изгибы до миллиметра просчитаны на компьютере и соответствуют местности, на которую будет осуществляться вещание. И антенна W7 не исключение: она проектировалась во многом с учетом территории России.
Другие публикации по теме:
Обсудить на форуме На главную