Перспективы телевещания в России: кто будет платить и кто "заказывать музыку"?
Сегодня участники российского рынка телевещания и распространения телесигнала обсудили его перспективы в свете принятой в прошлом году правительственной концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 гг.
Концепция предусматривает развертывание к 2013-2015 гг сетей цифрового телевизионного и радиовещания во всех регионах России, прекращение аналогового вещания после достижения 100-процентного охвата цифровым вещанием населения каждого региона, развитие новых видов телевизионного вещания, включая мобильное телевещание и телевидение высокой четкости.
В пакет обязательных к распространению на территории всей страны бесплатных для зрителей телевизионных каналов предполагается включить:
общероссийский информационный канал, освещающий основные события, происходящие в нашей стране и за рубежом;
общероссийские информационно-развлекательные каналы;
общероссийский канал, освещающий события культурной жизни общества;
общероссийский детский канал;
общероссийский спортивный канал;
региональный канал, освещающий события, происходящие в каждом субъекте Российской Федерации.
Таким образом, в каждом субъекте Российской Федерации пакет будет состоять из 5 или 6 общероссийских и одного регионального телевизионных каналов, которые будут распространяться на территории проживания 100 процентов населения субъекта РФ.
В соответствие с концепцией, предполагается с 1 января 2009 г ограничить производство и ввоз в Россию телевизоров без функции приема цифрового вещания.
Сегодня участники обсуждения указывали на ряд вопросов, которые необходимо решить для реализации концепции, в частности, при разработке соответствующей Федеральной целевой программы, которую предполагается утвердить во 2-м полугодии 2008 г.
Генеральный директор ФГУП "Российская телерадиотрансляционная сеть" /РТРС/ Геннадий Скляр указал на то, что ключевым вопросом для реализации концепции является разработка территориально-частотного плана для целей телевещания в цифровом формате. Важным также является вопрос о порядке обеспечения населений приставками для приема телепередач в цифровом формате: за собственный счет зрителей или с теми ли иными вариантами дотирования приобретения приставок пользователями. От выбранного варианта зависит скорость полного перехода на цифровое вещание.
О важности решения вопросов нормативно-правового характера заявили также и другие специалисты. Так, председатель совета директоров ЗАО "Ренова Медиа" Юрий Припачкин сказал, что необходимо решить юридическое вопросы о взаимоотношениях всех участников рынка между собой и с абонентами.
Концепция подразумевает, что в предоставлении услуг телевещания в стране будут участвовать производители телепрограмм, вещатели /телекомпании/ и операторы связи, осуществляющие трансляцию телесигнала.
При этом участники обсуждения указывали на неоднозначность подходов к понятию "вещатель" и к будущему порядку лицензирования деятельности по вещанию и трансляции сигнала.
Общее мнение сводилось к тому, что при сохранении системы двух лицензий – вещательной и трансляционной – необходима ее модификация с учетом новых реалий. Прзидент Национальной ассоциации телерадиовещателей /НАТ/ Эдуард Сагалаев высказался за то, чтобы выдавалась так называемая универсальная лицензия, дающая телекомпании-вещателю право распространять любое количество телеканалов в любой вещательной среде /по эфиру, кабельным сетям, спутниковым каналам и тд/.
Реализация концепции приведет и к новой картине рынка телевещания в стране. Например, количество доступных населению каналов, распространяемых по эфиру, существенно вырастет – цифровые технологии позволяют увеличить число транслируемых в эфире каналов в несколько раз. Поэтому усилится конкуренция вещателей и изменится характер конкуренции.
По мнению заместителя генерального директора ЗАО "ТВ Центр", вице-президента НАТ Елены Злотниковой, цифровизация телевидения вызовет к жизни новую модель конкуренции. Сейчас "эфирные" телеканалы конкурируют между собой, а "кабельные" – между собой. С появлением множества каналов, транслируемых по эфиру, характер конкуренции изменится. Между собой будут конкурировать обязательные к распространению бесплатные каналы, соперничая за привлечение рекламодателей. А платные каналы, независимо от того, распространяются они по эфиру или по кабельным или другим сетям, будут конкурировать между собой за деньги абонентов-подписчиков на их услуги.
В этой связи Г.Скляр заявил, что он решительно против предоставления оператору связи, осуществляющему трансляцию телесигнала, права выбирать, какие именно платные каналы он транслирует. По его мнению, государство должно, помимо определения обязательных для трансляции бесплатных каналов, регулировать вопрос о перечне транслируемых платных каналов.
Ю.Припачкин относительно конкуренции в эфире и кабельных сетях высказался за создание единого государственного оператора для распространения телесигнала по эфиру и за введение системы госзаказа на распространение обязательных бесплатных каналов по кабельным сетям.
Как обобщил в своем выступлении генеральный директор ЗАО "Национальная спутниковая компания" /"Триколор ТВ"/ Вячеслав Мордачев, критичными для реализации концепции развития телевещания в России являются вопросы: нормативно-правовой базы, установление новых правил аккредитации и лицензирования участников рынка, обеспечение доступа к услугам цифрового телевидения малообеспеченных слоев населения.
То, что концепция и пути ее реализации нуждаются в дальнейшем уточнении, говорит, например, то, что участники обсуждения сильно разошлись в оценке, как распределится абонентская база по типам вещания в итоге реализации российской телереформы.
Так, одни из участников, читают, что к 2015 г в России из 45 млн домохозяйств услугами кабельного телевидения будут пользоваться 25 млн домохозяйств, услугами спутникового телевидения – 15 млн, остальные 5 млн – услугами эфирного телевидения, причем, как правило, в пригородах больших городов.
Другие, как Е.Злотникова и Э.Сагалаев, считают более обоснованной оценку, что к 2015 г в России 55-60 проц абонентов будут пользоваться эфирным телевидением, 30-35 проц – кабельным.
В итоге все пришли к единодушному мнению, что над реформой телевещания в России еще работать и работать, и все только начинается.
Концепция предусматривает развертывание к 2013-2015 гг сетей цифрового телевизионного и радиовещания во всех регионах России, прекращение аналогового вещания после достижения 100-процентного охвата цифровым вещанием населения каждого региона, развитие новых видов телевизионного вещания, включая мобильное телевещание и телевидение высокой четкости.
В пакет обязательных к распространению на территории всей страны бесплатных для зрителей телевизионных каналов предполагается включить:
общероссийский информационный канал, освещающий основные события, происходящие в нашей стране и за рубежом;
общероссийские информационно-развлекательные каналы;
общероссийский канал, освещающий события культурной жизни общества;
общероссийский детский канал;
общероссийский спортивный канал;
региональный канал, освещающий события, происходящие в каждом субъекте Российской Федерации.
Таким образом, в каждом субъекте Российской Федерации пакет будет состоять из 5 или 6 общероссийских и одного регионального телевизионных каналов, которые будут распространяться на территории проживания 100 процентов населения субъекта РФ.
В соответствие с концепцией, предполагается с 1 января 2009 г ограничить производство и ввоз в Россию телевизоров без функции приема цифрового вещания.
Сегодня участники обсуждения указывали на ряд вопросов, которые необходимо решить для реализации концепции, в частности, при разработке соответствующей Федеральной целевой программы, которую предполагается утвердить во 2-м полугодии 2008 г.
Генеральный директор ФГУП "Российская телерадиотрансляционная сеть" /РТРС/ Геннадий Скляр указал на то, что ключевым вопросом для реализации концепции является разработка территориально-частотного плана для целей телевещания в цифровом формате. Важным также является вопрос о порядке обеспечения населений приставками для приема телепередач в цифровом формате: за собственный счет зрителей или с теми ли иными вариантами дотирования приобретения приставок пользователями. От выбранного варианта зависит скорость полного перехода на цифровое вещание.
О важности решения вопросов нормативно-правового характера заявили также и другие специалисты. Так, председатель совета директоров ЗАО "Ренова Медиа" Юрий Припачкин сказал, что необходимо решить юридическое вопросы о взаимоотношениях всех участников рынка между собой и с абонентами.
Концепция подразумевает, что в предоставлении услуг телевещания в стране будут участвовать производители телепрограмм, вещатели /телекомпании/ и операторы связи, осуществляющие трансляцию телесигнала.
При этом участники обсуждения указывали на неоднозначность подходов к понятию "вещатель" и к будущему порядку лицензирования деятельности по вещанию и трансляции сигнала.
Общее мнение сводилось к тому, что при сохранении системы двух лицензий – вещательной и трансляционной – необходима ее модификация с учетом новых реалий. Прзидент Национальной ассоциации телерадиовещателей /НАТ/ Эдуард Сагалаев высказался за то, чтобы выдавалась так называемая универсальная лицензия, дающая телекомпании-вещателю право распространять любое количество телеканалов в любой вещательной среде /по эфиру, кабельным сетям, спутниковым каналам и тд/.
Реализация концепции приведет и к новой картине рынка телевещания в стране. Например, количество доступных населению каналов, распространяемых по эфиру, существенно вырастет – цифровые технологии позволяют увеличить число транслируемых в эфире каналов в несколько раз. Поэтому усилится конкуренция вещателей и изменится характер конкуренции.
По мнению заместителя генерального директора ЗАО "ТВ Центр", вице-президента НАТ Елены Злотниковой, цифровизация телевидения вызовет к жизни новую модель конкуренции. Сейчас "эфирные" телеканалы конкурируют между собой, а "кабельные" – между собой. С появлением множества каналов, транслируемых по эфиру, характер конкуренции изменится. Между собой будут конкурировать обязательные к распространению бесплатные каналы, соперничая за привлечение рекламодателей. А платные каналы, независимо от того, распространяются они по эфиру или по кабельным или другим сетям, будут конкурировать между собой за деньги абонентов-подписчиков на их услуги.
В этой связи Г.Скляр заявил, что он решительно против предоставления оператору связи, осуществляющему трансляцию телесигнала, права выбирать, какие именно платные каналы он транслирует. По его мнению, государство должно, помимо определения обязательных для трансляции бесплатных каналов, регулировать вопрос о перечне транслируемых платных каналов.
Ю.Припачкин относительно конкуренции в эфире и кабельных сетях высказался за создание единого государственного оператора для распространения телесигнала по эфиру и за введение системы госзаказа на распространение обязательных бесплатных каналов по кабельным сетям.
Как обобщил в своем выступлении генеральный директор ЗАО "Национальная спутниковая компания" /"Триколор ТВ"/ Вячеслав Мордачев, критичными для реализации концепции развития телевещания в России являются вопросы: нормативно-правовой базы, установление новых правил аккредитации и лицензирования участников рынка, обеспечение доступа к услугам цифрового телевидения малообеспеченных слоев населения.
То, что концепция и пути ее реализации нуждаются в дальнейшем уточнении, говорит, например, то, что участники обсуждения сильно разошлись в оценке, как распределится абонентская база по типам вещания в итоге реализации российской телереформы.
Так, одни из участников, читают, что к 2015 г в России из 45 млн домохозяйств услугами кабельного телевидения будут пользоваться 25 млн домохозяйств, услугами спутникового телевидения – 15 млн, остальные 5 млн – услугами эфирного телевидения, причем, как правило, в пригородах больших городов.
Другие, как Е.Злотникова и Э.Сагалаев, считают более обоснованной оценку, что к 2015 г в России 55-60 проц абонентов будут пользоваться эфирным телевидением, 30-35 проц – кабельным.
В итоге все пришли к единодушному мнению, что над реформой телевещания в России еще работать и работать, и все только начинается.
Другие публикации по теме:
Обсудить на форуме На главную