Вчера ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) обрело новый спутник вещания и связи - "Экспресс-АМ33". Он был успешно выведен на геостационарную орбиту ракетой-носителем "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М". После настройки полезной нагрузки и программы испытаний, которая завершится в конце февраля - начале марта 2008 г., "Экспресс-АМ33" будет введен в коммерческую эксплуатацию, став 12-ым активным космическим аппаратом в орбитальной группировке ГПКС. Новый спутник позволит частично ликвидировать дефицит в спутниковых каналах, который возник в России после старта проектов универсальной услуги и "интернетизации" школ.

Запуск "Экспресс-АМ33" проводился с космодрома Байконур, находящегося в Казахстане. Точно по графику, 28 января 2008 г., в 6 часов 18 минут местного времени (в 3:18 по Москве) ракета "Протон-М" (производства ГК НПЦ им. Хруничева) со спутником на борту взмыла в небо. Из выведенного на смотровую площадку динамика доносилась информация о ходе полете: "10 секунд – полет нормальный, 30 секунд – двигатели ракеты функционируют устойчиво, 60 секунд – тангаж и рыскание в норме" (последние термины означают два из трех углов наклона летательного средства относительно его центра).

Через 2 минуты 3 секунды после взлета успешно отделилась 1-ая ступень, через 5 мин 31 сек – вторая ступень, а через 9 мин 25 сек – третья. К этому моменту спутник поднялся на высоту 400 км. Затем в работу включился разгонный блок "Бриз-М" (также созднанный в ГК НПЦ им. Хруничева), которому за четыре такта включения/выключения маршевых двигателей предстояло поднять "Экспресс-АМ33" на высоту около 36 тыс. км – на геостационарную орбиту. На работу "Бриз-М" ушло почти 9 часов, и в 12:19 по московскому времени разгонный блок завершил работу, отделившись от спутника. Еще через пять минут "Экспресс-АМ33" раскрыл солнечные батареи и перешел под контроль средств наземного управления ГПКС.

"Экспресс-АМ33" стал шестым космическим аппаратом, изготовленным на платформе "Экспресс-АМ", а его особенностью являются перенацеливаемые лучи (антенны) частотных диапазонов С (полоса частот 40 МГц) и Ku (полоса 54 МГц), которые позволяют менять зону обслуживания в зависимости от рыночных потребностей. Новый спутник имеет на борту 10 транспондеров С-диапазона, 16 транспондеров Ku-диапазона, а также 1 транспондер в диапазоне L (полоса 1 МГц). С его помощью ГПКС сможет оказывать услуги интернет-доступа, передачи данных, видеоконференц-связи, цифрового ТВ-вещания. Помимо этого, "Экспресс-АМ33" предназначен для создания VSAT-сетей, а также для подвижной президентской и правительственной связи. Масса спутника составляет 2579 кг, а его технический ресурс рассчитан на 12 лет.

ГПКС является не только оператором, но и заказчиком "Экспресс-АМ33". По итогам тендера, заказ на поставку платформы и космического аппарата в сборе получило ФГУП "НПО прикладной механики им. Решетнева" (НПО ПМ) из Красноярского края, а поставку полезной нагрузки осуществила франко-итальянская фирма Thales Alenia Space (бывшая Alcatel Alenia Space).

Изначально ГПКС и Федеральное агентство связи (Россвязь) планировали запустить "Экспресс-АМ33" еще в сентябре 2007 г. Однако в начале августа Россвязь публично обвинила Thales Alenia Space в срыве сроков поставки полезной нагрузки (см. новость ComNews от 8 августа 2007 г.). Но президент Thales Alenia Space Паскаль Сурисс, которая присутствовала на запуске, заявила репортеру ComNews, что возглавляемая ею компания точно выполнила контрактные обязательства. "Как и было оговорено в контракте с ГПКС, мы доставили полезную нагрузку в НПО ПМ 7 ноября 2007 г., то есть менее чем через 16 месяцев после получения контракта. Это является лучшим результатом в истории нашего сотрудничества с Россией. НПО ПМ тоже сработало быстро, и уже к 3 января 2008 г. спутник был полностью готов. Обычно на изготовление космических аппаратов такого размера уходит около двух лет", - сообщила Паскаль Сурисс в интервью репортеру ComNews.

Запуск "Экспресс-АМ33" был застрахован компаниями "Ингосстрах" (70% страховой премии) и "Согаз" (30%). Вице-президент "Ингосстраха" Александр Подчубаров проинформировал ComNews, что полный размер страховой премии двух страховщиков составил около 240 млн рублей. Если учесть, что по его же данным запущенный спутник стоит 1,756 млрд рублей (или примерно $72 млн), то страховая премия составила 13,7% стоимости космического аппарата.

По словам и.о. генерального директора ГПКС Юрия Измайлова, вывод на орбиту "Экспресса-АМ33" стал первым шагом в реализации "Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы". Также в 2008 г. будет осуществлен запуск спутника "Экспресс-АМ44". "Поставка полезной нагрузки для этого спутника ожидается от компании Thales Alenia Space в конце апреля, а запуск произойдет во II-III квартале 2008 г. "Экспресс-АМ44" будет выведен на геостационарную орбиту вместе с малым космическим аппаратом "Экспресс-МД1", - говорит Юрий Измайлов. - Новые спутники предполагается разместить в привлекательных орбитальных позициях 11 град. западной и 53 град. восточной долготы, а "Экспресс-АМ33" будет выведен в точку 96,5 град. восточной долготы. Таким образом, космические аппараты покроют западную и восточную части России, а также серьезно укрепят орбитальный ресурс ГПКС, обслуживающий центральные районы РФ".

Паскаль Сурисс заверила репортера ComNews, что Thales Alenia Space поставит полезную нагрузку для спутника "Экспресс-АМ44" с завода в Тулузе 20 апреля 2008 г. в НПО ПМ (примерно в эти же сроки с римского завода компании будет поставлена нагрузка для "Экспресс-МД1"). Генеральный конструктор и гендиректор НПО ПМ Николай Тестоедов в беседе с репортером ComNews сообщил, что его предприятию потребуется три месяца на интеграцию полезной нагрузки на платформу и совместные испытания. Таким образом, самым оптимистичным сроком запуска связки "Экспресс-АМ44"/"Экспресс-МД1" является конец июля 2008 г. Если учесть, что космический аппарат "Экспресс-МД1" будет делать другой производитель - ГК НПЦ им. Хруничева, - то сроки старта могут несколько затянуться.

Новые космические аппараты призваны восполнить дефицит спутниковой емкости, которая возникла, в частности, в результате реализации федеральных проектов подключения к Интернету всех российских школ и запуска универсальных услуг связи (УУ). Для подключения школ и предоставления УУ в удаленных регионах потребовалось установить более 12 тыс. наземных спутниковых станций VSAT, хотя еще пару лет назад во всей России насчитывалось лишь около 5 тыс.VSAT-станций. Усилению дефицита способствуют и сотовые операторы, которые в погоне за абонентами начали строить базовые станции в дальних населенных пунктах, которые тоже чаще всего можно подключить лишь по спутниковым каналам. Например, МТС в марте 2008 г. подведет итоги тендера на создание спутниковых транспортных сетей в четырех макрорегионах: на Дальнем Востоке, Урале, в Сибири и на Северо-Западе (см. новость ComNews от 22 января 2008 г.). Победитель тендера также должен будет предоставить МТС шесть спутниковых транспондеров емкостью по 36 МГц. Все 27 претендентов на победу в тендере МТС направили заявки на частотный ресурс в ГПКС, и все как один получили предложение по аренде емкости на новом аппарате "Экспресс-АМ33".
 

Другие публикации по теме:
  • "Экспресс-АМ44" выйдет на орбиту в августе
  • Thales Alenia Space поставит в Россию модуль полезной нагрузки для нового с ...
  • Спутник «Экспресс-АМ33» введен в эксплуатацию
  • «Экспресс-АМ44» и «Экспресс-МД1»
  • "Экспресс-АМ44" выйдет на орбиту в августе


  •   Обсудить на форуме  На главную