ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) наконец-то вновь объявило конкурс на строительство спутников "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6". По всей видимости, Минкомсвязь прислушалось к мнению ГПКС о необходимости запуска в 2009 г. как минимум шести новых спутников и для начала дало добро на давно запланированный тендер. То, что ситуация с российской спутниковой группировкой сложилась критическая признают уже все. Регулярные проблемы, возникающие на работающих бортах АМ1 и АМ2, не дают операторам расслабиться, а запуски новых спутников все дальше откладываются. "Ямалы-300", например, неизвестно полетят ли вообще – "Газпром космические системы" и "Энергия" никак не придут к компромиссу.

При этом бюджетное финансирование новых запусков предусмотрено лишь в 2010 г. И если на строительство аппаратов ГПКС может попытаться найти внебюджетные средства, хотя в нынешних экономических условиях эта задача сама по себе непростая, то ракеты-носители всегда финансируются государством. Понятно, что соответствующая статья расходов в бюджете на этот год не предусмотрена.

В каком-то смысле проблему нехватки ресурса могло бы решить развитие нового Ka- диапазона. По словам спутниковых операторов, диапазон этот в семь раз шире, чем широко используемый сегодня Ku-. А поскольку до сих пор в России его не было, он не занят военными и силовыми структурами. "Возможно, и разрешений никаких не понадобится для работы в нем", - предвкушают операторы. На существующих спутниках этого диапазона нет. А вот конкурсная документация на "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6" его предусматривает. Однако и тут не все гладко. Во-первых, для работы в новом диапазоне пока нет наземной инфраструктуры. Вкладывать немалые средства в ее развитие ради пары транспондеров операторы не станут. Есть мнение, что для успешного развития Ka- диапазона и адекватной стоимости ресурса необходимо как минимум 20 таких транспондеров на борт.

Впрочем, нехватка ресурса не единственная проблема и повод для запуска новых спутников. Россия рискует потерять неиспользуемые точки геостационарной орбиты. По одним данным сейчас они заполнены на 70%, по другим – на 25%. Между тем, например точкой 145 градусов в.д., расположенной над Камчаткой живо интересуются Америка, Япония и Китай, которые только и ждут подходящего случая, чтобы ее заполучить.

Ходят слухи, что и соглашение ГПКС с Eutelsat - мера вынужденная. Если "Экспресс-АМ2" в точке 80 градусов в.д. будет потерян французы, за которыми закреплена соседняя точка 76 градусов в.д., все равно поставят туда свой борт и оттеснят с этой позиции Россию.

Единственный способ для России отстоять свои позиции в космосе – запускать новые спутники. Шесть новых бортов в 2009 г., конечно, помогли бы выправить ситуацию. Вот только рассчитывать на них пока не приходится.
 

Другие публикации по теме:
  • Новые операторы спутникового ТВ
  • Экспресс-АМ1 потерял ориентир
  • "Экспресс-АТ1" и "Экспресс-АТ2" обеспечат российских пользователей услу ...
  • "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6"
  • «Космическая связь» заняла 6 242 миллиона рублей для новых "Экспрессов"


  •   Обсудить на форуме  На главную