В начале декабря с.г. в казахстанских СМИ приведены заявления руководителя Национального космического агентства Республики Казахстан Т.А. Мусабаева с оценкой ряда результатов российско-казахстанского сотрудничества в сфере космической деятельности. Пресс-служба Федерального космического агентства Российской Федерации прокомментировала данные заявления следующим образом: «Главой Национального космического агентства Республики Казахстан Т.А.Мусабаевым сделан ряд безосновательных заявлений, негативно характеризующих отдельные направления совместной работы Российской Федерации и Казахстана в сфере космической деятельности. Ряд положений из заявлений Т.А.Мусабаева можно рассматривать, как некие сомнения в корректности поведения России в «схеме» взаимодействия с Республикой Казахстан в космической области. В частности, такой вывод можно сделать из оценки руководителем космического ведомства Казахстана ситуации с космическим аппаратом «Казсат-1», порядка дальнейшей совместной эксплуатации комплекса «Байконур», а также из других высказываний.
Фактически высказывания Т.А.Мусабаева расшатывают устойчивость взаимоотношений России с заказчиками пусковых условий, демонстрируют недоверие к предприятиям российской ракетно-космической промышленности. В определенной степени можно судить и о стремлении Т.А.Мусабаева к пересмотру действующей правовой базы по аренде этого космодрома.
Даже характер использованной Т.А.Мусабаевым «терминологии» не соответствует государственному рангу руководителя такого уровня и, тем более, уровню оценки российско-казахстанских отношений: «втолкали»; «корыстные цели»; «ненадежные российские конструкции», «заставили Российскую Федерацию…» и т.п.
При организации совместной работы с Казкосмосом Роскосмос всегда исходил из того положения, что Казахстан – это надежный и конструктивный партнер в решении задач космической деятельности. Долгие годы присутствия России на космодроме «Байконур», результаты совместной с Казахстаном работы по эксплуатации этого космодрома в полной мере подтвердили обоснованность такого подхода.
В настоящее время «формат» заказа космической техники за рубежом – это вынужденное положение Республики Казахстан с учетом возможностей его собственной ракетно-космической отрасли. Создавая для Казахстана космический аппарат «Казсат-1» российские предприятия ни в коей мере не относили его к разряду второсортной продукции, применительно к которой можно снизить требования по надежности и качеству. Это подтверждают два года успешной эксплуатации спутника. Выход аппарата из строя в 2008 году – это, без сомнения, крайне неприятная ситуация, как для Казахстана, так и для России. Вместе с тем, отказы сложной космической техники в практике деятельности ведущих космических агентств мира не столь редкое явление. Необходимо признать, что проблемы обеспечения надежности всех элементов современных космических аппаратов еще требуют своего полного разрешения.
Не вполне понятны рассуждения Т.А.Мусабаева по поводу дальнейшей судьбы комплекса «Байконур» в условиях реализации Российской стороной задачи по созданию космодрома «Восточный» на собственной территории. Здесь уместно привести те соображения, которые много раз и на различных уровнях озвучивались руководством Роскосмоса. Еще долгие годы совместному использованию космодрома «Байконур» альтернативы не будет. Более того, его задействование связано с реализацией Российской Федерации и другими странами ряда приоритетных программ, например, пилотируемой космонавтики. Приступая к сооружению космодрома «Восточный» Россия не стремится как можно быстрее снять «бремя» финансовых издержек по аренде и содержанию космодрома «Байконур». Космодром «Восточный» призван создать основу для реализации приоритетных задач космической деятельности в долгосрочной перспективе и с задействованием очередного поколения ракетно-космических средств. При этом, учитывая значимость космодрома «Байконур», в настоящее время Роскосмос принимает конкретные меры по повышению эффективности системы управления содержанием и применением этого космодрома. В частности, в структуре Федерального космического агентства создано специализированное управление по комплексу «Байконур». Большинство предприятий, обеспечивающих эксплуатацию объектов космодрома, объединены в единую интегрированную структуру – Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры.
Сегодня понятно, что для достижения значимых результатов в космической деятельности в достаточно небольшой срок, Республике Казахстан нужна определенная амбициозность в постановке задач по освоению космического пространства, а также воля руководства к их выполнению, опора на надежные межгосударственные связи с Россией, промышленность которой способна оказать поддержку Казахстанской стороне в создании национальных космических средств. Возможности российской ракетно-космической промышленности в решении этой задачи нельзя отбрасывать, но задействовать их нужно на основе полного доверия, основание для которого сформировано многими годами партнерских отношений России и Казахстана по целому ряду направлений».
 

Другие публикации по теме:
  • Казахстан: более $1 млрд к 2020 году
  • Запуск "KazSat-2" снова перенесён
  • Деньги за KazSat-1 получены
  • «Байтерек» - общий выбор России и Казахстана.
  • Россия и Казахстан намерены развивать проект "КазСат-2"


  •   Обсудить на форуме  На главную