За пять месяцев работы генеральным директором ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) Алексею Остапчуку пришлось разбираться со сложными ситуациями и принимать непростые решения. Сначала забарахлил спутник "Экспресс-АМ2", которому недавно исполнилось всего 3 года, затем по вине поставщика начались переносы сроков запуска космических аппаратов "Экспресс-АМ44" и "Экспресс-МД1". О том, как предприятие решило все эти проблемы, Алексей ОстапЧук рассказал в первом после назначения главой ГПКС интервью, которое он дал главному редактору "Стандарта" Леониду Конику.



- Алексей Витальевич, какими были ваши первые действия после назначения в начале июня этого года генеральным директором ГПКС?

- Прежде всего, я уяснил структуру предприятия и его бизнес-процессы. Наша команда пришла из негосударственных структур, с четким пониманием того, без каких составляющих бизнес существовать не может. Именно налаживанию новых бизнес-процессов с ориентацией на эффективность были посвящены первые месяцы работы. В частности, я сократил затраты - при отсутствии роста доходов нужно уменьшать расходную составляющую.
Мой приход на предприятие совпал с трудным периодом жизни ГПКС. Из-за неполадок в системе подзарядки аккумуляторных батарей космического аппарата, ГПКС неоднократно было вынуждено на несколько часов отключать часть транспондеров на спутнике "Экспресс-АМ2". Cпутник сориентировался на солнце и стабилизировал работу, но дальнейшая ситуация с ним, к сожалению, непредсказуема. Еще одним неприятным моментом стал очередной перенос срока запуска нового спутника "Экспресс-АМ44", в паре с малым космическим аппаратом "Экспресс-МД1". Эти два космических аппарата должны были быть выведены на орбиту еще весной 2008 года, затем запуск был перенесен на осень, потом - на декабрь, а 16 октября Госкомиссия назначила его на 10 февраля 2009 года.

- С чем связаны переносы срока запуска "Экспресс-АМ44" и "Экспресс-МД1"?

- Проблема в том, что ГКНПЦ им. М.В. Хруничева не успевает сделать спутник "Экспресс-МД1", тогда как поставщик космического аппарата "Экспресс-АМ44" - ОАО "Информационные спутниковые системы им. М.Ф. Решетнева" - завершил работу еще 15 июля. Изначально запуск "Экспресс-МД1" был запланирован на декабрь 2007 года, но этого спутни-
ка нет и по сей день. Срыв сроков поставки спутника со стороны ГКНПЦ им. М.В. Хруничева может негативно отразиться на выполнении государственных задач, возложенных на ГПКС. Прежде всего я имею в виду обеспечение работы линий президентской и правительственной связи в L-диапазоне.

- Российские VSAT-операторы жалуются на дефицит спутниковых емкостей уже больше года. Что вы предпринимаете в условиях неполадок на "Экспресс-АМ2" и отсутствия новых спутников?

- Прежде всего, мы перевели государственные сети и телевизионное вещание с аппарата "Экспресс-АМ2" на новый спутник "Экспресс-АМ33", запущенный в январе 2008 года. После этого мы постарались удовлетворить и операторов связи, которым также предложили
переход на новые космические аппараты. Ресурс на новых спутниках стоит дороже, но операторы и вещатели, например "Первый канал. Всемирная сеть", относятся к этому с пониманием. Наша цель - до середины 2009 года удовлетворить заявки всех компаний, которые арендовали емкость на "Экспресс-АМ2" и получают претензии от своих клиентов. Хочу отметить, что большинство операторов, которые использовали ресурс на аппарате "Экспресс-АМ2", в это тяжелое время проявили большую выдержку, и мы благодарны им за это. Хотя были исключения. Например, красноярский оператор КБ "Искра" пишет на ГПКС жалобные письма, требуя, чтобы за перевод их сетей на новый спутник заплатили мы. Мало того, "Искра" пыталась нам не платить за период, когда на "Экспресс-АМ2" были временные отключения транспондеров. Поначалу мы не могли понять причину такой активности, но, изучив вопрос, все стало ясно: по состоянию на середину октября просроченная задолженность КБ "Искра" перед ГПКС превысила 50 млн руб. То есть все действия КБ "Искра" продиктованы желанием "скостить" или даже обнулить долг перед ГПКС.

- Что намерена предпринять "Космическая связь" для уменьшения дефицита спутникового ресурса?

- Мы нашли способ нивелировать этот дефицит. ГПКС договорилось с европейским спутниковым оператором Eutelsat о том, что он временно переведет один из своих космических аппаратов в нашу орбитальную позицию - 80 градусов восточной долготы (в ней работает спутник "Экспресс-АМ2". - Прим. "Стандарта"). Скорее всего, это будет спутник W2 или SESAT-1. ГПКС полностью возьмет его в аренду и переведет на этот борт клиентов с "Экспресс-АМ2". С третьей декады ноября ГПКС начало формировать пул заказчиков на бортовую емкость спутника, арендованного у Eutel-sat. Управление и мониторинг этого спутника также будет осуществлять ГПКС - из телепорта в Дубне. Это временное решение - в документах с Eutelsat четко прописано, что мы берем космический аппарат в аренду до момента запуска "Экспресс-АМ4", который намечен на первую половину 2011 года. Данное решение является весьма нестандартным, но оно дает возможность быстро ликвидировать недостаток спутниковых каналов и позволяет защитить внутренний рынок спутниковой связи России. Иностранные операторы спутниковой связи уже стали обращаться в ГКРЧ за частотами, чтобы установить свои космические аппараты над Россией. Но ни США, ни другие крупные страны таких действий не разрешают, почему же от России этого хотят?

- Каков статус совместного проекта с Eutelsat? Договор уже подписан?

- Этот проект согласовало Федеральное агентство связи. Между ГПКС и Eutelsat уже подписан соответствующий меморандум, в котором определены ключевые обязательства и действия сторон, а до конца 2008 года мы предполагаем заключить контракт. К 1 марта 2009 года спутник Eutelsat должен оказаться в точке 80 град. в.д.

- Увеличатся ли тарифы для тех компаний, которые перейдут с борта "Экспресс-АМ2" на спутник Eutelsat?

- Нет, тарифы на аренду транспондеров на W2 или SESAT-1 однозначно не возрастут по сравнению с текущими тарифами ГПКС, при этом мы будем стараться даже снизить цены.

- Будет ли распространяться на арендованный спутник Eutelsat упрощенный порядок регистрации действующих через него наземных спутниковых станций VSAT? Ведь согласно решению ГКРЧ упрощенный порядок касается лишь российских группировок "Экспресс" и "Ямал". Получается, что W2 или SESAT-1 нужно будет причислить к "Экспрессам"?

- Как я уже сказал, управление и мониторинг этого спутника будет вести ГПКС, из телепорта на российской территории. Это даст нам возможность обосновывать перед регулятором упрощенную систему использования его емкости. Но соответствующее решение должно принять Минкомсвязи или Россвязькомнадзор.

- Почему у зарубежных операторов есть излишки емкости, а у российских - нет?

- Дефицит емкости испытывают и иностранные операторы. Кризис мировой спутниковой отрасли 2003-2005 годов не прошел бесследно. Отсутствие новых запусков привело к тотальному дефициту емкости и росту цен на спутниковый ресурс. В настоящее время, по нашим оценкам, потребность российского рынка в спутниковой емкости составляет около 1000 МГц, тогда как доступно не более 20 МГц. Eutelsat имел собственные планы использования спутников W2 и SESAT-1, но, будучи давним партнером ГПКС, пошел нам навстречу.
К слову, у ГПКС на всех 11 спутниках сообща насчитывается 262 эквивалентных транспондера суммарной емкостью около 9500 МГц. Несмотря на дефицит емкости, мы наращиваем бизнес. Недавно международное издание Space News опубликовало ежегодный рейтинг спутниковых операторов мира по объему доходов. ГПКС заняло в нем девятую строку, а еще 5 лет назад мы стояли на 19-м месте. В 2008 году ГПКС опередило такие компании как Arabsat, Thaicom, ISRO. Возглавляют рейтинг спутниковые операторы SES, Intelsat и Eutelsat.

- В мае 2008 года ГПКС объявило конкурс на создание новых спутников "Экспресс-АМ5" и "ЭкспрессАМ6". Тогда компания заявляла, что итоги конкурса будут подведены 17 июля, но этого не произошло. Что случилось и когда будет объявлен победитель конкурса?

- Конкурс был объявлен буквально накануне смены руководства ГПКС. Когда пришла наша команда, мы увидели, что условия конкурса сформулированы под одного конкретного поставщика (европейский EADS Astrium, получивший заказ на спутник "Экспресс-АМ4". - Прим. "Стандарта"). Мы совместно с НИИ радио изменили условия конкурса так, чтобы он стал открытым для всех. Мы считаем, что отечественная космическая промышленность должна быть конкурентоспособной, а для этого как минимум нужно уравнять ее в правах с зарубежными поставщиками. Прием заявок завершается 28 ноября, их рассмотрение конкурсной комиссией состоится 10 декабря, а подведение итогов конкурса -17 декабря 2008 года в 11 часов утра. Мощность платформы этих двух спутников должна быть не менее 14 кВт, а затраты на их изготовление оцениваются в 12 млрд руб. Начиная с космических аппаратов "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6", ГПКС будет принимать спутники не на земле, а на орбите, а в договор с поставщиком будут заложены параметры их работы на весь срок активного существования (он составит 15 лет).

- В течение нескольких лет ГПКС было оппонентом ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС), которое намеревалось построить и запустить два малых спутника для целей телевещания (с рабочими названиями "Европа-1" и "Азия-1"). Как строятся отношения ГПКС и РТРС сейчас?

- Мы строим конструктивные отношения с РТРС - создали с этим предприятием рабочую группу, провели тренировки по переориентации наземных средств ТВ-вещания на случай аварии на спутниках. Прошлые идеи РТРС о спутниках "Европа-1" и "Азия-1" были, скорее, эмоциональными. Ведь все понимали, что для управления космическими аппаратами нужно задействовать серьезные силы, построить наземную инфраструктуру, обучить людей - и это помимо проблем, связанных с производством и запуском спутников.
ГПКС и РТРС находятся в ведении одного министерства - Минкомсвязи, и это сильно упрощает взаимодействие. У наших предприятий есть понимание, что цифровизация телевидения в стране - это государственная задача. И мы решаем ее совместно, взаимно дополняем друг друга. ГПКС - это национальный спутниковый оператор, а РТРС решает задачи федерального вещания.

- Сохраняет ли ГПКС ранее обнародованные планы по созданию спутников "Экспресс-РВ" на высокоэллиптических орбитах, которые позволят обеспечить связью районы Крайнего Севера?

- Да, такие планы существуют. Это большая государственная задача, но и возможности для бизнеса в ней тоже есть. Мы работаем по этой теме с Минкомсвязи, обсуждали ее на научно-техническом совете, который возрожден в ГПКС с приходом новой команды. В нем принял участие и президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев.
В целом, в соответствии с программой развития российской спутниковой группировки, до 2015 года мы выведем на орбиту 15 космических аппаратов различных серий (тяжелых, средних и спутников непосредственного телевещания).

- Мировой финансовый кризис породил проблемы для компаний, которые брали крупные кредиты в банках. Затронула ли эта проблема ГПКС?

- ГПКС давно и тесно сотрудничает со Сбербанком РФ, кредитуясь при этом и под гарантии государства. На рынке кредитования бытует мнение о росте стоимости заемных средств, однако ГПКС это не коснулось и ставки по кредитам Сбербанка остались для нас неизменными. Мы считаем это очень важным и правильным, с учетом того, что ГПКС является федеральным предприятием, которое выполняет государственные задачи.
Помимо этого, мы обслуживаем преимущественно российских заказчиков: 76% доходов ГПКС обеспечивают они, и лишь 24% - зарубежные клиенты (хотя еще 2 года назад на иностранцев приходилось 35% бизнеса ГПКС). Я надеюсь, что мы найдем пути дальнейшего сотрудничества со Сбербанком и в будущем. В платежеспособности ГПКС сомневаться не приходится - в ситуации дефицита спутниковой емкости у нас буквально стоит очередь из клиентов, но при этом на время кризиса мы максимально сократим затраты.
 

Другие публикации по теме:
  • «Космическая связь» заняла 6 242 миллиона рублей для новых "Экспрессов"
  • ГПКС перегруппирует спутники Eutelsat
  • Спутники SESAT-1 и Eutelsat W2 полетят в позицию 80Е
  • "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6"
  • Спутник Экспресс-АМ4


  •   Обсудить на форуме  На главную