Первый национальный спутниковый оператор ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) подписал контракт с ФГУП "ГКНПЦ им. М.В.Хруничева" на создание нового высокоэнергетического космического аппарата связи и вещания новой серии "Экспресс-АМ4". Большую часть оборудования и спутниковую платформу поставит компания Astrium, входящая в германо-итальянский авиакосмический концерн EADS. Размещение заказа знаменует новый - возможно, более конкурентный - этап развития российского рынка спутников связи.

Как заявлено в пресс-релизе ГПКС, "Экспресс-АМ4" должен быть изготовлен во второй половине 2010 г. Спутник будет принципиально отличаться от предыдущих "Экспресс-АМ" - и по сроку активного существования (до 15 лет на орбите), и по мощности полезной нагрузки (14 кВт), и по количеству транспондеров (более 50). Обновятся и транспондеры (приемопередающие устройства): если прежде спутники оснащались приемопередатчиками частотных диапазонов С (3,4-4,2 ГГц), Ku (10,7-12,75 ГГц) и L (950-1800 МГц), то в "Экспресс-АМ4" появятся также диапазон Ka (15,4-26,5 ГГц) и расширенный L-диапазон (до 2050 МГц), последний используется для подвижной спутниковой связи в интересах президента и правительства РФ. Как сообщили в ГПКС, контракт на "Экспресс-АМ4" подписан по результатам конкурса.

До сих пор производством "Экспрессов" для ГПКС занималось НПО ПМ им. академика М.Ф.Решетнева" (с начала 2008 г. - ОАО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф.Решетнева"), по преимуществу в партнерстве с франко-итальянской Alcatel Alenia Space (с 2007 г. - Thales Alenia Space, TAS). В конце прошлого года партнеры объявили о создании многофункциональной российско-французской спутниковой платформы "Экспресс-4000". Она сконструирована для выведения на геостационарную орбиту ракетой "Протон" на основе проектируемой по заказу Роскосмоса платформы "Экспресс-2000" с использованием элементов платформы Spacebus4000 производства TAS. Партнеры уверяют, что с "Экспресс-4000" обе компании значительно усилили позиции в России. Новая разработка увеличивает срок гарантийной работы КА с 12 до 15 лет, а наращивание энергомощностей, выделенных для ПН, до 14 кВт позволяет разместить на спутнике 50-70 активных транспондеров С-, Кu-, Ка- и L-диапазонов.

ФГУП "ГКНПЦ им. М.В.Хруничева" прежде никогда не занималось производством тяжелых высокоэнергетических спутников. Компания создает малые космические аппараты серии "Монитор" на базе собственной платформы "Яхта" и легкие космические аппараты спутниковой связи и вещания KazSat-1 и KazSat-2 по заказу Казахстана (запуск планируется в ноябре 2009 г.). По данным источника ComNews в Роскосмосе, "Экспресс-АМ4" станет первым российским космическим аппаратом (исключая "Бонум-1"), практически полностью изготовленным за рубежом. В ГПКС и Мининформсвязи неоднократно подчеркивали, что ориентированы на российского производителя, однако отмечали, что мощность полезной нагрузки до сих пор изготавливавшихся в России спутников отстает от требований времени. В частности, для выполнения приоритетных госпрограмм "Образование" и "Медицина" на местах требуется установка гораздо меньших (до 90 см в диаметре) спутниковых VSAT-тарелок для приема сигнала, нежели это позволяют делать ныне производимые "Экспрессы".

В концерне "Решетнев" не комментируют решение ГПКС передать выполнение заказа другим производителям. Там ComNews лишь подтвердили, что намерены участвовать в конкурсах на создание следующих спутников, "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6", о скором проведении которых ГПКС объявило на прошлой неделе. "Характеристики будущих спутников утверждаются при заключении контракта между Федеральным космическим агентством и ГПКС, - сказала репортеру ComNews начальник управления коммуникационного менеджмента "Решетнева" Светлана Башкова. - Мы всегда выполняли и выполняем заказы в соответствии с теми характеристиками, которые запрашиваются".

В Федеральной космической программе на 2006-2015 гг., в рамках которой вводятся в строй все современные российские спутники, отмечается: "Если государственные потребности в космических средствах и услугах не будут обеспечены, они будут удовлетворяться приобретением услуг на мировом рынке, что потребует больших экономических затрат, значительно уменьшит возможности для инновационного пути развития отечественной экономики, увеличит разрыв между РФ и наиболее развитыми странами мира в постиндустриальном обществе". Однако операторы исповедуют предельно прагматический подход, вполне отвечающий духу ФЦП.

Так, второй российский спутниковый оператор, ЗАО "Газком", пока заказывает спутники для своей группировки "Ямал" ракетно-космической корпорации "Энергия". Сейчас на орбите работают "Ямалы" с мощностью полезной нагрузки 2,5 кВт и 12-18 транспондерами на каждом. Следующий шаг оператора - удвоение числа транспондеров с увеличением полезной нагрузки до 4,5-5 кВт на борту. Летом этого года "Газком", как и ГПКС, намерен провести конкурс на изготовление новых перспективных аппаратов спутников. "Рынок раскручен, и мы тоже задумываемся о более мощных спутниках, - сказал репортеру ComNews коммерческий директор "Газкома" Игорь Кот. - Проводя конкурс, мы будем учитывать экономический фактор и качество продукции. Конечно, нам хочется привлечь российского производителя, но патриотизм есть патриотизм, а бизнес есть бизнес", - заключил Игорь Кот.
 

Другие публикации по теме:
  • «Экспресс-АМ44» и «Экспресс-МД1»
  • "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6"
  • Спутники "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6"
  • "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6"
  • Спутник Экспресс-АМ4


  •   Обсудить на форуме  На главную